Вокруг света 1973-10, страница 57

Вокруг света 1973-10, страница 57

волчицы

Н. НЕГМАТОВ,

доктор исторических наук, профессор

двухсот деталей обугленного резного дерева, а на остатках стен — несколько десятков квадратных метров сохранившейся росписи.

Такого количества образцов искусства, среди которых несколько десятков шедевров мирового зда-чения, еще не было обнаружено ни в одном археологическом памятнике Средней Азии.

Сказочный мир древнего орнамента, символических образов, мифов, героического эпоса предстает перед нами на полуобгоревших деревянных панелях и фризах шахристанского городища. Фантастические растения и этнические портреты представителей разных народов, сказочные чудовища и дворцовые сцены с изыс-канно-артистичными танцовщицами...

Даже вкратце трудно перечислить открытые шедевры искусства, ставящие Бунджикату в один ряд с крупнейшими культурными центрами Средней Азии. Но об одном из них — живописной многофигурной панораме — не рассказать нельзя, ибо на ней изображен сюжет, известный всему миру и который во всем мире связывается с легендой об основании... Рима.

Панорама представляет собой развернутый эпический рассказ, завершающийся сценой вскармливания волчицей двух подкидышей. В левой части панорамы изображен восседающий на широкой тахте правитель. Около тахты стоят на коленях полуобнаженная женщина с ребенком и мужчина в черных сапогах, указывающий на этого младенца. Рядом художник изобразил реку с полуфантастическим существом в волнах. За рекой видна еще одна человеческая фигура в синем плаще...

Далее художник поместил еще одну группу фигур, затем еще — рассказ развивается неторопливо, каждая живописная сцена явно представляет собой какой-то эпизод его, и завершается изображением волчицы, кормящей двух мальчиков.

Итак, легенда об основании Рима в Бунджикате... Каким образом волчица с Капитолийского холма оказалась во дворце Устру-шаны?

Среди многочисленных ираноязычных племен и народов издревле существовали мифы и легенды о царственнорожденных подкидышах, вскормленных дикими зверями.

Так, в бессмертном эпосе Фирдоуси «Шахнаме» мы встречаем героев, вскормленных львицей, птицей Семург, тигрицей. Этот сюжет был распространен и в изобразительном искусстве Древнего Ирана и Средней Азии — известны изображения волчицы, кормящей младенцев, на парфянских и сасанидских амулетах и геммах.

Подобные легенды бытовали и в Древнем Туране 1 среди ираноязычных и тюркоязычных племен и народов. Особенно широко былй распространены верования о волке как прародителе, покровителе и защитнике людей от разных болезней, несчастий и зла. По одному из преданий, древние тюрки — тюрки-тукю — ведут свое происхождение от мальчика из рода хуннов, уцелевшего от врагов, спасенного и выкормленного волчицей. Происшедшими от волка считали себя и древние монголы — они почитали его как своего прародителя. Главным тотемом огузов-кипчаков в X—XII веках был сивый волк. Поверья и приметы о волке сохранились и в новое время среди монгольских и тюркоязычных народов, народов Севера Евразии, русских, украинцев, белорусов, армян, Грузии, абхазцев, аварцев, сванов, курдов.

'Туранская низмен

ность — равнинная часть Средней Азии, большей частью занятая пустынями Каракумы и Кызылкум.

Древние германцы волка посвящали богу Вуотану и Циу, а Геродот писал, что невры раз в год обращались в волков.

Так сплетаются в единый клубок легенды и сказания, тотемистические представления и поверья древних племен и народов Азии и Европы о волках и волчицах как человеческих прародителях, покровителях и защитниках людей от зла и различных несчастий, легенды о спасенных и вскормленных ими человеческих подкидышах, ставших впоследствии основателями родов, племен и государств.

Появление мифологической традиции о добрых взаимоотношениях человека и хищного животного среди населения Азии следует отнести ко времени бурно- развивавшегося древнего иранско-сред-неазиатского мира накануне перехода к классовому обществу, государственному строю и единой— зороастрийской — религии. Эти мифы и легенды, видимо, были так распространены, что сразу же после образования Ахеменидского царства они стали средоточием «официальных» биографий основателя этого государства — Кира Великого: по некоторым преданиям, Кир вырос в окружении животных, от которых перенял силу и мудрость.

Знали об этих легендах, мифах и тотемистических поверьях и верили им, несомненно, и этруски, жившие первоначально, согласно Геродоту и ряду других античных авторов, в Передней Азии, в ма-лоазийской области Лидии. (Хотя с античной же поры существуют и две другие точки зрения,

Экспедиция уходит в поиск :

55