Вокруг света 1973-12, страница 61

Вокруг света 1973-12, страница 61

КОМЕТА ВЕКА

сразу же пахнуло весной. После недолгого затишья потянул ветерок с канадских берегов. Льды неожиданно начали расходиться, одна полынья появлялась за другой. Перед шхуной открылись пространства чистой воды, и она устремилась по разводьям вперед. Все чаще наблюдатели замечали тюленей. Сначала это были одиночки, затем появились и небольшие скопления. На второй день были замечены первые моржи. Спустя еще сутки появились небольшие залежки. В предвкушении близкой удачи — каждый морж заменял десяток тюленей и давал возможность быстро выполнить план — зверобои повеселели, часто шутили с биологом. Настала пора приниматься за дело. На воду спустили промысловые боты, заняли свои места мотористы, стрелки. И для Крылова наступили самые напряженные и трудные дни.

В поисках добычи боты иногда уходили далеко от шхуны. Чтобы успеть побольше сделать, Крылов предпочитал садиться в тот, где командовал боцман Кулаков. Помор, родом из Архангельских краев, этот краснолицый кряжистый человек с сипловатым голосом словно обладал каким-то чутьем на добычу. Он никогда не возвращался пустым, никогда не застревал в тумане, как иные, не блуждал в поисках шхуны. Но Крылову с ним было нелегко. Охотники работали ловко, быстро. Нужно было выскочить на лед первым, чтобы успеть все сделать. На наледи, которая обычно остается там, где лежали моржи, устоять так же нелегко, как на ледяной горке. Сколько раз он падал, трудно и сосчитать, сколько раз едва не скатывался в воду... Чтобы вести записи, грязные, окровавленные руки приходилось омывать сначала в ледяной воде, а потом отогревать, погружая во внутренности зверя. Отчего к концу дня кости ломило так, будто весь день поднимал тяжести. Однажды его, зазевавшегося, сбило тушей моржа, которую волокли, зацепив гаком, в вельбот. Распластавшись, он сумел удержаться буквально в нескольких сантиметрах от воды. В другой раз, безоружный, остался один на один с раненым зверем... Он не успевал всего сделать на льду и, когда возвращались на корабль, продолжал работать на палубе при свете фонаря. Задерживаясь до двух часов ночи, в сумерках, не раз еще споткнувшись, он шел отстирывать свою брезентовую камлейку, а в пять утра надо было вставать...

Зверобои быстро заполнили трюмы и повернули назад, не теряя ни минуты. Крылов, хотевший бы еще остаться, поработать здесь с недельку, не набрался смелости воспрепятствовать им. Наблюдения его и без того были ценны, экспедиция удалась. Он не увидел гаремов у моржей, моржи жили семьями. Он узнал точные сроки щенки, размножения, он вез такой ценный материал, которым до сих пор не обладал, пожалуй, ни один исследователь.

Его высадили в бухте Провидения со всеми его «цинковыми гробами». Высадили с радостью. Зверобои отправились дальше. Он же, едва добравшись до гостиницы, закрыл за собою дверь и завалился спать на целые сутки.

В результате дальнейших лабо-раторных* исследований, просчетов стада в различные времена года с самолета и шхун было установлено главное: производительность популяции моржей низка, она составляет всего одиннадцать и две десятых процента в год от общей численности. Было бы целесообразнее прекратить любой промысел. Но, учитывая большое значение промысла для местного населения Чукотки и Аляски, вести его следовало так, чтобы забой не превышал шести процентов от численности всей популяции, то есть от пятидесяти тысяч. Значит, для нашей страны промысел не должен был превышать тысячи ста голов в год. Только в этом случае можно будет ожидать увеличения стада.

Рекомендации Крылова были приняты. Просчеты, проведенные с самолета через десять лет после его работы, показали, что стадо тихоокеанского моржа приросло. Однако при таком темпе восстановления потребуется еще не один десяток лет, чтобы можно было увеличить промысел.

— Так что, — закончил свой рассказ Крылов, — не отчаивайтесь. У вас еще есть надежда полюбоваться лежбищами. Отсутствие моржей на острове Врангеля было связано скорее с ледовыми условиями, не мог их испугать наш самолет. Ведь съемки проводились с большой высоты (1000 метров), при которой зверь не реагирует на шум самолета.

В правоте его слов я вскоре убедился. Директор заказника на острове Врангеля сообщил, что осенью прошлого года на лежбище наблюдалось необычное скопление моржей. Моржи занимали участки, которые забросили давно.

Когда вы прочтете эти строчки, «Комета-73» будет по вечерам ярко сиять на небе...

Кометы — одно из самых впечатляющих небесных явлений. Но Вселенная не так уж часто балует обитателей Земли подобными космическими «спектаклями». Лишь те, кому сегодня за шестьдесят, были очевидцами появления знаменитой кометы Галлея, которая сияла на небе в 1909 и 1910 годах. Были, правда, и другие кометы, которые в XX веке посещали земное небо. Но начиная с 1910 года все эти небесные гостьи были столь малы, что их практически невозможно было наблюдать невооруженным глазом.

Иное дело «Комета-73». Она была открыта на одной из фотографий звездного неба сотрудником Гамбургской обсерватории в ФРГ Любошем Когоутеком и согласно традиции, существующей в астрономии, получила его имя.

Быстро приближаясь к нашему дневному светилу, она 28 декабря 1973 года пройдет через так называемый перигелий, то есть наиболее близкую от Солнца точку своей орбиты. В этот момент ее яркость будет сравнима с яркостью полной Луны — комета Галлея светила куда слабей. Таким образом, комету Когоутека по праву можно назвать «явлением века» — она самая яркая комета XX столетия.

Правда, в конце декабря наблюдение кометы затруднено из-за ее близости к Солнцу. Для нас, жителей северного полушария Земли, наиболее удобный для наблюдений период наступает в январе и феврале. Комета с ее эффектным хвостом, протянувшимся приблизительно на 100 тысяч километров, будет хорошо видна на фоне вечернего неба.

Большинство современных астрономов считает, что кометы — глыбы замерзших газов, куски космического льда, бороздящие мировое пространство. Когда такая глыба приближается к Солнцу, под действием солнечного тепла газы начинают испаряться. Давление солнечных лучей и потоки «солнечного ветра» — заряженных частиц, летящих от Солнца, отгоняют эти газы и заставляют их вытягиваться в виде хвоста. Когда комета удаляется от Солнца, ее хвост постепенно рассеивается в пространстве.

Большинство комет — периодические, они движутся относительно Солнца по вытянутым эллиптическим замкнутым орбитам. В отличие от них комета Когоутека, как показали расчеты, мчится по параболической орбите. Это значит, что она пришла из-за пределов солнечной системы и исчезнет навсегда в бездонных глубинах космоса.

Сейчас астрономы всего мира занимаются всесторонним наблюдением и изучением редкой космической гостьи. Эти наблюдения обещают много интересного. Ведь впервые ученые встречают комету, да еще столь дальнюю, в таком «всеоружии» — от гигантских радиотелескопов до искусственных спутников Земли и всевозможных космических аппаратов.

В. КОМАРОВ