Вокруг света 1974-05, страница 76МОХАВКИНА ЛЕСАХ« - v реди редакционной почты всегда есть Щ Ы письма, авторы которых ребята лет двена-а^Д дцати-тринадцати. Того самого возраста, когда человек начинает читать Фенимора Купера, Майн Рида и Густава Эмара. Просят ребята рассказать о 4 североамериканских индейцах. Наверное, даже двенадцатилетним известно хорошо, что тех украшенных перьями индейцев, которые с томагавками в руках скачут по страницам книг, давно уже нет. Тех индейцев нет. А какие они, нынешние индейцы, потомки дела-веров, сиу, ирокезов, черноногих, мохавков? Мы писали уже о живущих в резервации индейцах племени навахоСкорее всего жизнь резервации навахо во многом похожа на жизнь любой другой резервации. Однако каждое племя по-своему приспосабливается к окружающему резервацию чужому миру белых. ...На пожелтевшей фотографии — индеец в праздничном уборе из орлиных перьев. На другой — он же в спецовке и пластиковой каске. ч — Это дед мой, — говорит Артур МонТур. — Он хорошо умер, прямо на стройке. Было это в Канаде на строительстве моста. Дед работал на самой верхотуре. Лопнувший стальной трос отрубил ему голову. Артур берет еще одну фотографию: — А это дед со стороны матери. Его балкой придавило. Артур — индеец из племени мохавков. Для того чтобы стал понятнее смысл трудносочетаемых слов «хсрошо умер», надо рассказать подробнее об этом племени. Которое уж поколение мужчин племени мохавков трудится между небом и землей на лесах крупнейших строек Соединенных Штатов. Мохавки монтировали стальные скелеты известнейших американских небоскребов. Оба деда Артура работали на строительстве «Эмпайр-Стэйт Билдинга» на высоте 442 метра, там же получил «боевое крещение» и его дядя. Да и сейчас нет в Америке такого высотного строительства, где-не трудились бы мохавки. И почти нет такой стройки, где не погиб бы хоть один из них. «Смерть, достойная мужчины»,— говорят мохавки. Так, очевидно, говорили их предки о соплеменнике, павшем на «тропе войны». Как известно, представления о райской жизни у всех народов разные. Индейцы верили, что воин, погибший в сражении, попадет в загробном мире в богатые дичью прерии, вечно будет сражаться и побеждать врагов. Наоборот, тот, кто умирает- дома, обречен после смерти на жалкое существование. Значит, можно сказать что старые верования просто перенесены в новую действительность? Нет, причины, по которым индейцы считают смерть на строительных лесах почетной, совсем иные. Когда кто-то из мохавков погибает на стройке, как оба деда Артура Монтура, об этом пишут газеты. И все американцы могут прочитать, что народ мохавков жив, что индейцы отважны и трудолюбивы. Более того: индейцы занимаются делом, которым мало кто из их белых сограждан способен заняться. А для индейцев это много значит: ведь последние четыреста лет белые утверждают, что индейцы ни на что не годны, ничему не могут научиться. Разве что снимать скальпы или, раскрасив тело и воткнув в волосы перо, танцевать перед туристами, приезжающими в резервации. История мохавков на стройках началась в 1886 году, когда компания «Доминион ривер ком-пани» надумала строить мост на реке Св. Лаврен- 1 А. Лауринчукас, Как дымок над вигвамом. «Вокруг света» № 10 за 1971 год. |