Вокруг света 1975-12, страница 12

Вокруг света 1975-12, страница 12

На прибрежной равнине острова, где любой чужак мог оказаться врагом, каждое селение — крепость.

в комнату, где находится оберегаемая дядей и матерью невеста, и положить ей на голову денежную купюру — не менее 10 шиллингов. Это символ состоятельности жениха и его способности заботиться о семействе, его первый подарок невесте...

Только через несколько дней, заглянув в дом Ахмада, я увидел его молодую жену. Поднос с чаем для нас вынесла смущенная своей новой ролью девочка лет тринадцати.

Ее юное лицо смазано ароматичным маслом, в одном из крыльев носа — золотая запонка, в ушах — большие серьги, а в походке уже та статность и горделивость, которыми отличаются женщины Сокотры.

ФАТХИЙЯ БОЛЬШЕ НЕ РАБЫНЯ

Дороги на Сокотре — первые дороги на острове, а также школы и медицинские пункты строят с помощью мубадары. (Это можно перевести словом «инициатива».) На мубадаре островитяне работают добровольно, в свои свободные дни. Естественно, что и я, когда путешествовал по Сокотре, принял участие в одной мубадаре: когда так узнаешь людей, как не во время совместного труда?

В тот раз строили дорогу Мура — Хадибу. Вокруг нас облака пыли, гремят, скатываясь в долину сбрасываемые со склона камни. Тут-то я и познакомился с Фатхийей — круглолицей белозубой женщиной с темно-шоколадной кожей.

До 30 ноября 1967 года, когда английские колонизаторы и их марионетки были выброшены с юга Аравии, Фатхийя была рабыней султана Бен-Афрара, правившего султанатом Махры и Сокотры.

— Рабами были несколько поколений моих предков. Говорят, что когда-то их привезли из Восточной Африки работорговцы, — рассказывает мне Фатхийя. — Когда я была у султана, мне приходилось целыми днями таскать воду из колодца, прислуживать его женам. Если

Барабанщик отбивиет ритм, а гости вторят ему резкими хлопками в ладоши: музыка на сокотрийской свадьбе.

и женой, мы поживем в доме Хамдинну еще два-три дня, а потом я заберу ее к себе. Через несколько дней у нас дома будет еще один праздник, на который я позову только родственников и соседей — и мужчин и женщин. Тут уж Фатма будет

участвовать в торжестве вместе с нами.

Через некоторое время Ахмад в сопровождении тестя направляется в дом. «Масх, масх», — зашептались гости. Масх — со-котрийский обычай, состоящий в том, что жених должен войти