Вокруг света 1976-02, страница 67Мы забираемся в машину и продвигаемся еще километра на два. Румтор не ошибся. Справа от нас, за кустами, - - пятна света. Костры... Я держу наготове несколько пачек табака — лучшее средство завоевать дружбу бушменов. Лагерь пуст. Только четыре маленьких костра. Дрова тихонько потрескивают. Румтор колеблется и предпочитает остаться на месте: подойти поближе не хватает смелости. Несколько раз он выкрикивает приветственное слово «ду-ом» и выдвигает правую руку ладонью вперед. Ответа нет. По-прежнему тишина. Мы ждем, стараясь различить хоть какой-нибудь шум — звук голоса, хруст ветки, — и вглядываемся в окружающий нас мрак: не мелькнет ли тень человека? Я припоминаю то немногое, что известно об этих маленьких желтых людях с раскосыми глазами. Как осмелились они бросить вызов среде, столь неблагоприятной для жизни? Немало удивительного в этой загадке. Да, именно загадке. Ведь многие аспекты их существования и истории до сих пор неизвестны. Откуда они пришли? Давно ли живут здесь? На эти вопросы ни один специалист не может ответить с уверенностью. Доподлинно известно лишь то, что в былые времена они были рассеяны по всей Африке к югу от Замбези. Следы их пребывания находят даже много севернее, на территории современной Танзании. Это были вольные люди, охотники, собиратели плодов. В XVII веке бушмены подверглись нашествию племен банту. Они не смогли долго сопротивляться вторжению и в течение короткого времени были частью уничтожены, частью угнаны в рабство. Их преследовали и белые, жадные до грабежей и новых земель. Пришельцы не щадили бушменов. Они организовали небывалую по размаху охоту, в ходе которой погибло огромное количество «карликов», имевших на вооружении лишь луки и отравленные стрелы. Избежавшие бойни нашли прибежище в Калахари. По последним статистическим данным, бушменов насчитывается примерно от 5 до 7 тысяч. Большей частью они работают на фермах в Ботсване и Намибии или скученно селятся близ деревень. Что касается прочих бушменов, «диких», то, видимо, их не больше восьмисот человек, и они рассеяны по центральной части Калахари. Я пробираюсь именно в этот район. За пять дней мы покрыли вряд ли больше трехсот километров, но, впрочем, так и не встретили ни одной живой души. Выехав из Ханзи, я отправился на север в направлении маленькой деревушки Д'кар, где жил рекомендованный мне проводник — один из «цивилизованных» бушменов, живущих на фермах. Когда я попросил Румтора сопровождать меня, он не колебался ни минуты... ...Пока мы нервничаем и ждем каких-то событий в этой ледяной ночи, я вспоминаю слова моего друга — фермера из Ханзи, и — Дуом, меня зовут Румтор. — Дуом, меня зовут Дитаку, а это Нксу. На Дитаку и Нксу только набедренные повязки из шкуры антилопы. Ростом они не более полутора метров. Их бронзовая кожа блестит в свете костров. Впрочем, этот свет довольно слабый, и я не могу различить лиц. Мужчины слегка ежатся от холода. В течение долгих минут мой гид говорит один, и его монолог лишь иногда прерывается бормо-таньем этих двоих. Кажется, они постоянно настороже и готовы пуститься в бегство при малейшем неосторожном жесте с моей стороны. — Скажи им, что я друг. Я проделал большой путь, чтобы прийти сюда и увидеть их... Румтор переводит. — ...Скажи, что у меня есть для них табак. При этих словах Дитаку и Нксу оживляются, подпрыгивают, хлопают в ладоши и разражаются потоком слов. Манера разговора очень любо они возвращают мне присутствие духа. «Не ускоряй ход событий,— говорил он мне. — Ты рискуешь наткнуться на крохотные группки, которые никогда не видели белых, или на тех бушменов, что имели плачевное знакомство с полицией...» Мы ждем еще немного. Наконец появляются две тени. Они скользят в стороне от костров и медленно приближаются к нам. Румтор и двое мужчин обмениваются словами приветствия. 5 «Вокруг света» № 2 65 |