Вокруг света 1976-02, страница 69

Вокруг света 1976-02, страница 69

— Возьми... Тепло... Тебе будет хорошо...

Я медленно пью жидкость и тут же ощущаю, как мой желудок стремительно выворачивается наизнанку: рот наполняет ужасная горечь...

Оставшиеся дыни бушмены на полчаса зарывают в теплую золу. Женщины располагаются вокруг костра, крепко зажав ступки между колен, и с помощью больших деревянных пестов превращают цаммы в малоаппетитную кашу желтоватого цвета. Время от времени к ним подходят мужчины и дети, погружают руки в ступку и, вытащив пригоршню каши, жадно глотают ее.

Бушмены — великолепные охотники. Словно открытую книгу читают они пустыню. Еле заметный след, помятые былинки травы, сломанная ветка говорят им не только о том, что прошло животное, но и как давно это было, какое животное и какого оно размера и возраста. Много дней и ночей могут бушмены преследовать зверя. Их доблестные охотничьи качества славятся на большой части Африканского континента. Ловкость, с которой бушмены подбираются к животным, особенно к антилопам, изумительна. Охотник способен подползти к добыче почти вплотную — метров на десять, — а пустив отравленную стрелу, он уверен, что она не минует цели.

Однажды я решил проверить умение Дитаку стрелять из лука. Он безмерно обрадовался моей просьбе и проявил даже своеобразное актерское дарование. Я повесил на куст маленький кусок кожи. Дитаку инстинктивно приник к сухой траве шагах в пятидесяти от цели, прополз крадучись несколько метров, затем молниеносно вскочил и пустил стрелу. Она пронзила кожу точно в центре. Дитаку повторял упражнение несколько раз и неизменно попадал в цель.

Охота определяет всю жизнь бушменов. В их обществе ни один юноша не может считаться взрослым, если он не подтвердил своего охотничьего мастерства. После суровой тренировки в зарослях кустарника под руководством опытных членов клана молодой человек должен в течение лунного месяца перенести испытание на зрелость и подвергнуться болезненной процедуре инициации. Но для того чтобы завоевать право жениться на возлюбленной, юноша обязан пройти через еще одно испытание: охоту. Вместе с родителями невесты ему предстоит добыть самую боль

шую антилопу, проявив таким образом свои качества охотника, и доказать, что он способен прокормить будущую жену. Только в этом случае юноша-бушмен будет признан взрослым членами клана и племени.

...Громкие возгласы в лагере привлекают мое внимание. Это бушмены встречают своих товарищей, которые несколькими днями раньше отправились на охоту. Охотников трое. Они быстро идут гуськом, держа на плечах двух маленьких антилоп.

Женщины уже разжигают большой костер в центре лагеря. Все веселы. Мальчишки мечутся в разные стороны и барабанят по своим большим животам, как бы объявляя: ч<Сегодня ночью они наполнятся». Мужчины разрубают животных на части и, вырезав большой кусок мяса, кладут его на песок.

Удачная охота — прекрасный повод для пиршества. Женщины и несколько детей встают в круг и исполняют танец дыни-цаммы. Они быстро и ритмично хлопают руками, бешено колотят по земле голыми пятками, издают пронзительные звуки. Потом одна из танцовщиц выходит в центр круга, выполняет различные фигуры, несколько секунд жонглирует дыней, а затем перебрасывает плод следующей исполнительнице, которая тотчас же занимает ее место.

Когда - мужчины заканчивают разделывать туши, они присоединяются к своим подругам, образуют еще один круг и под аккомпанемент хора женщин медленно кружатся, притопывая ногами и испуская гортанные звуки.

С первых же тактов лица танцоров расслабляются, и через несколько минут для них уже ничего не существует. Иногда — правда, довольно редко — танцы длятся несколько дней и ночей напролет. Каждый участник входит в транс и не останавливается до тех пор, пока не падает, сраженный усталостью и сном. Обычно же пиршество начинается только с приходом ночи, а заканчивается с первыми лучами зари.

Группы, подобные той, куда я попал, добывают в среднем около двадцати антилоп в год. Это очень мало, ибо известно, что бушмены не умеют хранить припасы. Они не заглядывают в будущее. То, что может быть съедено, съедается сегодня... Неважно, если в течение одного-двух месяцев мясо будет вовсе исключено из их рациона — бушмены съедают добытое животное сразу и до последней косточки. Ничто не

пропадает зря: ни кишки, ни шкура, из которой делается одежда, ни рога и кости, идущие на изготовление курительных трубок и наконечников для стрел.

Из моих бесед с этими маленькими желтыми людьми я вынес интереснейшие сведения. Например, такие понятия, как «север» и «юг», бушменам неизвестны. В их языке нет слов для обозначения этих стран света. Они знают только восток и запад. Равным образом им трудно представить себе какой-нибудь другой мир, помимо того, в котором они странствуют и охотятся.

Как-то в полдень, когда мы собрались все вместе, над нашими головами пролетел самолет, следовавший по линии Иоганнес-бург — Луанда. Я попросил бушменов объяснить, что это такое. Никто не произнес ни слова. Пришлось рассказать им, что это штука, похожая на «лендровер», только намного больше, с огромными крыльями, и что внутри ее сидят такие же люди, как я. Мои слова вызвали взрыв безудержного смеха.

Эти беседы толкнули меня на то, чтобы осуществить два эксперимента. Первый был произведен с помощью фотоаппарата. Я сделал «полароидом» 1 несколько снимков и раздал их бушменам. Они некоторое время разглядывали фотографии со всех сторон, а затем, найдя без моей помощи правильное положение, сразу посерьезнели. Ни одного смешка, ни одной улыбки. Внезапно Нксу тычет пальцем в изображение Канты на фотографии, а Канта находит Нксу. Дитаку и все прочие делают то же самое. Ни один не указал пальцем на свое собственное изображение. Они узнали друг друга, но так и не смогли распознать самих себя.

В отличие от этого опыта второй эксперимент, произведенный с помощью магнитофона, неожиданно потерпел фиаско. Все собрались вокруг меня, и я включил аппарат. После нескольких мгновений мужчины разразились хохотом, а дети стали ссориться из-за места возле магнитофона, чтобы получить возможность прижаться к нему ухом. Одни лишь женщины хранили молчание. Внезапно они рассерженно повернулись и исчезли в своих постройках. Не сразу удалось разобраться, в чем причина гнева: оказалось, я украл их голоса!.. Только с по

1 Поларои д — фотоаппарат, позволяющий делать моментальные цветные снимки.

67