Вокруг света 1976-02, страница 9

Вокруг света 1976-02, страница 9

МВИНЛ С ГОР

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

ДШ~ ■ нем контуры гор на Шя I Центральном плато Юж-Г—I ного Вьетнама похожи на кардиограмму. Зеленые холмы ближнего хребта оттеняет глубокая синева дальнего, а за желтоватой дымкой пространства — может, это отражение солнечного света от бесконечных зарослей бамбука? — встает черная кромка скал, резко контрастирующая с неправдоподобно бирюзовым небом. День, как и повсюду в тропиках, угасает внезапно. Ночь приходит сразу, врасплох, и темнота стоит погребная. Так же внезапно, почти вздрагивая от неожиданности, начинаешь вдруг различать полосы красного пламени, угольником поднимающиеся вдали, — это продолжает идти огонь, пущенный по ветру горцами, выжигающими на лесистых склонах участки под рис. Людям из долин это далекое движущееся пламя издревле внушало ужас и опасение. Какая-то необъяснимая тревога закрадывается в душу, когда смотришь на мерное, беспощадное наступление огня, видного за много километров.

Люди этого края извечно берегут свои традиции и образ жизни. Они смелы: для них обычное дело ходить на тигра

с ножом. Ловки и удивительно хладнокровны: при отлове диких слонов набрасывают на их едва отрывающиеся от земли ноги петлю из буйволиных хвостов. До сих пор молодецкой забавой охотникам служит игра с прирученными слонами, которым перед этим в пойло подливают рисовый самогон. Они добры и верны дружбе. «Разве все мы едим не один и тот же рис?» — этим вопросом один из старейшин закончил при мне однажды дискуссию о расовых различиях, затеянную заезжим журналистом.

На огромном пространстве вдоль стратегической дороги номер четырнадцать, которая тянется по горам почти от Хюэ вдоль западной границы Вьетнама через Контум, Плейку, Буан-метхуот и Аньлок к Сайгону, живет около 30 национальных меньшинств. Наиболее многочисленные среди них — эдэ, жиа-раи, радэ, бана, седанги и мнон-ги. Реки, озера, леса, плантации гевеи, кофе, чая, богатая слоновая и оленья охота — исконное их достояние. Горцам никогда не приходило в голову делить его ни между собой, ни с соседями из долин — вьетнамцами. До тех пор, пока сюда не пришли французы.

|Книга, описывающая начало 20-х годов нашего века, когда

Фото автора

«Бо-дои» — бойцы Народных вооруженных сил освобождения на улицах Сайгона.

пришельцы из-за моря лерешли от отдельных, эпизодических проникновений в этот район к систематическому его освоению, свидетельствует: «Моисы1 (что значит «дикари», так скопом называли племена горцев европейцы вслед за вьетнамскими феодалами. — В. С.) не имеют понятия ни о своем возрасте, ни о месяцах, ни о часах. Земля представляется им круглой лепешкой. Они ведут счет по пальцам или узлам, завязанным на веревке, а во время солнечного затмения бьют в гонги, чтобы помешать луне закрыть солнце. И вот на них обрушилась цивилизация, привлеченная богатством их красных полей...»

Но порабощение не состоялось. Потомки знаменитого б окрестностях Буанметхуота охотника Кунджоноба рассказывают и сейчас, прибавляя все больше и больше подробностей, порою отдающих уже фантазией народ

1 От вьетнамского слова «мои». В ДРВ ныне принято название «зан-ток» — «национальные меньшинства* (Прим. ред.).

7