Вокруг света 1976-03, страница 15

Вокруг света 1976-03, страница 15

вращаться в полупустыни со всеми своими «сюрпризами»: пыльными бурями, засолением почв, развитием дюн и тому подобным...

— Не кажется ли вам, Владимир Романович, что, говоря иносказательно, взаимоотношения наши с природой строятся по правилам шахматной игры? Один-единственный неправильный наш ход в дебюте может привести к поражению в эндшпиле. Ведь на «зевок» природы рассчитывать не приходится...

— Да, природа — гроссмейстер безжалостный, ошибок она не прощает. И наказывает за них. К сожалению, не сразу. Я говорю «к сожалению», так как если наши просчеты были бы видны сразу же, то мы давно уже научились бы делать правильные ходы... Но уж если продолжать сравнение, строительство БАМа не одна-единственная партия, а долгий матч, матч века.

Вот вам еще одна «позиция». Примерно две трети территории БАМа находятся в зоне так называемого Сибирского антициклона — здесь шесть-восемь месяцев в году стоит безветренная погода с высоким давлением и низкой температурой воздуха. Представьте, что получится, если мы не будем контролировать выброс промышленных отходов в атмосферу?

— Видимо, не надо иметь специального образования, чтобы ответить на него, — устойчивое загрязнение окружающей среды.

— Да, концентрация промышленных отходов может — из-за почти постоянного безветрия — достичь катастрофических размеров, привести к отравлению растительности и животного мира. Но ведь это еще не все. Она, эта концентрация, может явиться причиной изменения оптических свойств приземного слоя воздуха. Следовательно, изменится поглощение воздухом солнечных лучей. Следовательно, изменится приток тепла к почве...

— Ну а последствия, как говорится, смотри выше...

—- И еще. Как видим, вопрос очистки промышленных выбросов в северной зоне стоит особенно остро. И не только вопрос очистки атмосферных выбросов. В условиях вечной мерзлоты возможность глубокого захоронения

жидких промышленных отходов весьма ограничена. Хранилища-отстойники тоже нельзя строить так же, как мы привыкли в других районах, — промышленные отходы, взаимодействуя с вечной мерзлотой, могут растопить ее и смешаться с грунтовыми водами.

Это всего лишь несколько примеров... Но даже они показывают, какой неимоверной сложности стоят перед строителями БАМа научные и технические проблемы, помимо тех, что обусловлены непосредственно прокладыванием трассы и ее обустройством.

— А ведь решение этих задач, в свою очередь, невозможно без отработки целого комплекса побочных (если так можно сказать) научных проблем.

— Конечно. Необходимо определить единую программу научных исследований и привлечь к ее выполнению целую систему теоретических, изыскательских, производственно-технических учреждений. Нужно создать опорные исследовательские и экспериментальные пункты, оснащенные необходимым оборудованием. Повторяю, на повестке дня — тематическое картографирование зон БАМа с целью оценки динамики природных процессов и явлений. Крайне необходимо разработать методику географических прогнозов, принципы и методы сохранения и рекультивации природных ландшафтов, составить серию прогнозных карт природы и хозяйства. Мы должны усовершенствовать технологию проектно-изыскательских и строительных работ, методы расчета инженерных сооружений с учетом нарушения равновесия природной среды.

— То есть мы обязаны учитывать, что созданное нами будет жить в постепенно изменяющихся природных условиях?

— Я позволю себе сравнение теперь уже не из шахматной, а из медицинской области. Построенное нами должно обладать полной «тканевой совместимостью» с окружающей природой, жить в ней, а не торчать занозой. Центральный Комитет КПСС и Советское правительство уделяют большое внимание рациональному использованию и охране окружающей среды. Научные и производственные организации уже сейчас в большом

объеме проводят работы для решения возникших и возникающих проблем. В частности, Госпланом РСФСР и Сибирским отделением АН СССР подготовлены специальные материалы по освоению зоны БАМа, некоторые аспекты охраны природы учтены в конкретных технических проектах Министерства транспортного строительства СССР. Сейчас все яснее и яснее видится необходимость создания координационного центра, который мог бы осуществлять единое научно-методическое руководство по исследованию изменений и прогнозированию окружающей природы в зоне БАМа.

Итак, еще раз хочу сказать: время не ждет. «В матче века» в некоторых партиях мы уже в цейтноте. Но, как говорится, основные, решающие партии впереди. Пока не поздно, мы обязаны подготовиться к ним наилучшим образом. Промедление может привести к серьезным и необратимым нежелательным изменениям окружающей среды и — как следствие — к громадным материальным издержкам по ликвидации последствий нарушения природного равновесия.

И в заключение. Освоение природных богатств северных и восточных районов нашей страны невозможно без создания развитой магистральной сети — автомобильной и железнодорожной. Их строительство влечет за собой коренные преобразования в отношениях человека с природой, обеспечивает прогресс и материальное благосостояние. Именно с дороги начинается сооружение энергетических линий, горно-промышленных предприятий, городов и рабочих поселков, санаториев, домов отдыха. Как правило, все эти объекты органически вписываются в природный ландшафт, не нарушают ритма его жизни, или даже украшают и стимулируют развитие в нужном направлении. Однако в ряде случаев дорога может стать началом пагубного воздействия человека на природу, началом ее истощения и загрязнения.

БАМ — что неоднократно подчеркивалось на нашем совещании — это магистраль будущего, дорога, устремленная в XXI век. И мы обязаны построить ее так, чтобы наши дети и внуки гордились нашей работой.

беседу вел В. ЛЕВИН

13