Вокруг света 1976-03, страница 68

Вокруг света 1976-03, страница 68

ными ярким белым лаком. Кстати, лица куклам делают примерно вдвое меньше, чем того требовали бы нормальные пропорции головы и тела. Они выступают очень яркими и светлыми пятнами и при натуральной величине производили бы утрированное впечатление. Из трех артистов главный — оми-дзукай (водитель тела) — управляет головой куклы, ее туловищем и правой рукой. Хидари-дзукай — водитель левой Чем управляет аси-дзукай (водитель ног), на основании вышесказанного догадаться нетрудно Понятно, что такая согласованность движений трех людей, .когда кукла движется совершенно естественно — практически неотличимо от живого человека, — требует колоссальной тренировки. Учтите к тому же, что артисты не говорят ни слова; все монологи, реплики и авторский пояснительный текст произносит гидайю на разные голоса. От кукловода же требуется, чтобы не только жесты, но и движения губ куклы

(если лицо сделано с подвижным ртом) были абсолютно синхронны с текстом. Считается, что надо не менее десяти лет практики, чтобы как следует овладеть движениями ног, следующие десять лет кукольник изучает управление левой рукой, и только еще через десять лет он приступает к изучению правой руки и головы Потому-то все оми-дзукаи — люди пожилого возраста.

Артист слизается с куклой, превращается на время спектакля как бы в единый организм с нею.

Случилось, что шел спектакль, куклы двигались по сцене, а одна из них до поры до времени спокойно сидела в стороне. Но вот по ходу действия ей нужно встать и выйти на середину сцены. Между тем «ноговод» аси-дзукай. который должен был бы к этому моменту занять свое место, замешкался за кулисами. Бедная кукла хотела было встать но не смогла этого сделать. Оми-дзукай глянул в недоумении направо и налево, и

одновременно с ним это же растерянное движение головой проделала кукла. Затем кукла сделала нетерпеливый приглашающий жест правой рукой, как бы подзывая к себе свои зазевавшиеся «ноги». И лишь когда они оказались на месте, как ни в чем не бывало встала и включилась в свою роль.

Все в бунраку одинаково важно. Зритель следит за движениями кукол, слышит звуки сямисэна и видит самих музыкантов, которые сидят чуть в сторонке. Он слышит монологи, реплики, ремарки и комментарии гидайю может следить за его мимикой, движениями, жестами. Кукловодов же привычный зритель практически не замечает. Однако иногда оми-дзукай центрального героя выступает без маски и не в черном кимоно, а в богато расшитом, хотя и более темном, чем халат куклы. В этом случае — такой выход называется дэ-дзукаи — зритель может также следить за мимикой и движениями кукловода. (Впрочем, это уже не-

66