Вокруг света 1976-03, страница 69которое отклонение от классических норм.) Подобно тому как движения сложно переплетенных нитей в руках кукловода создают слитное и реалистическое единство мимики и жеста героя, так и отдельные нити всего спектакля бунраку — линия куклы, линия сями-сэна, линия дэдзукаи, линия гидайю — сливаясь в восприятии зрителя, создают непередаваемо глубокое и целостное впечатление. Из всех этих линий, этих отдельных нитей в ткани спектакля наименее заметна, наименее бросается в глаза (да и в уши) нить мелодии сямисэна. А имеет она огромное значение, так как именно он в наиболее ответственные моменты задает тот общий ритм, которому подчинены и слова гидайю, и движения кукол. Без музыки сямисэна представление распалось бы на хаос несогласованных между собой движений и звуков. А звуки в бунраку — по крайней мере для нас, европейцев, — очень и очень непривычные. Многие знатоки бунраку говорят, и я на основании собственного опыта с ними согласен, что для того, чтобы стать настоящим ценителем декламации гидайю, надо хотя бы немного поупражняться в этом жанре самому. Можно назвать его пением, но оно совершенно непохоже на открытый европейский вокал. Голос гидайю утробный, голосовые связки и весь речевой аппарат напряжен и стиснут, звуки как бы с большим напряжением, под давлением выталкиваются на свободу, они клокочут, хрипят, скрежещут, рвутся, хотят и не могут прорваться наружу в полной мере. Может быть, это сугубо мое субъективное впечатление, но мне кажется, что манеру гидайю можно как-то объяснить японским национальным характером и темпе раментом, нормами поведения и установками традиционной морали Посмотрите на содержание пьес бунраку Их центральная коллизия — это конфликт между «гири» и «ниндзё», то есть между долгом и чувствами Человек любит, увлекается, стремится к чему-то, хочет наслаждаться жизнью, а долг; общественное мнение, установленные жесткие моральные и социальные нормы требуют от него, чтобы он поступал не так, как ему хочется, а так, как «надо» Конфликт между чувством, желанием, с одной стороны, и долгом — с другой, между личным и социально диктуемым неизбежно приводит к трагической развязке. И герои бунраку постоянно должны, выражаясь словами поэта, наступать на «горло собственной песне», и именно поэтому так хрипло и сдавленно рвутся звуки из горла гидайю... |