Вокруг света 1976-04, страница 46скользила капсула лифта. Отсюда хорошо был виден весь Космический центр — это очередное восьмое чудо света, — державшийся на конце круто изогнувшейся черточки Трубы. Космический научный центр походил на велосипедное колесо. Такое миниатюрное издали, это «колесико» имело восьмикилометровый диаметр. Во внешнем ободе располагалась магнитная система главного ускорителя. Спицы были соединительными туннелями, а массивный шар в центре — целым небоскребом, в котором размещались лаборатории. — Все еще сомневаешься? — спросил Бритт, когда изнуряющая тяжесть ускорения отпустила их. — Все сомневаюсь. Бритт усмехнулся и стал смотреть на звезды, горевшие, казалось, совсем рядом. Потом снова навалилась тяжесть; тяжесть торможения, и они молчали до самого Космического городка. Выбравшись из герметической кабины, сразу же пересели в небольшой двухместный вагончик, старательно привязались, чтобы ненароком не выпасть на поворотах, — в условиях невесомости тоже можно было набить себе шишек, — и помчались по длинным коридорам и соединительным туннелям. Центральный пульт управления ускорителем размещался в небольшом овальном помещении, одну стену которого целиком занимал блеклый экран, напоминавший отгороженное невидимой пленкой пространство, заполненное густым туманом. Перед экраном полукругом стояло несколько кресел с разноцветными клавишами на подлокотниках. По существу, это был пульт управления электронной системой, контролировавшей работу ускорителя. Оживленный предстоящим опытом, Бритт метался от переборки к переборке и непрерывно балагурил: — Давай, давай, присутствуй. Хорошо, что есть кресла, а то ведь тут можно и вовсе без них. Система отлично обошлась бы без нас с тобой, ей только прикажи... Чего ты такой беспокойный? Сидел бы дома со своей Мартой. Как она там? % уже год обещаю ей букет из венерианских оранжерей. Вот закончу это дело и полечу на Венеру. Так и передай... Словно ненароком он наткнулся на кресло, в котором сидел Андреев, охая, склонился над ним и незаметно отключил его от Системы управления. — Вот теперь начнем, — засмеялся Бритт, перебрался в свое кресло и затих там, совсем скрытый высокой спинкой. Электронная система и верно могла самостоятельно провести любой опыт. Она хорошо «знала», чего хотят ученые, все, представлявшее интерес, фотографировала и тут же с необходимыми увеличением и замедлением показывала на экране. И, как в объемном кино, проходили перед исследователями процессы рождения и умирания микрочастиц. Всякий раз, когда исчезал «туман» в глубине экрана и яркими звездами вспыхивало черное пространство, Андреев чувствовал странный озноб. Он никак не мог научиться бесстрастно, без первобытной жути в душе смотреть на эту картину неведомых катаклизмов. Неподвижные голограммы его обычно не волновали, но то, что показывала электронная система, учитывавшая способности человеческого восприятия, это не только утоляло научный интерес, это тревожило. Чужое, показанное как свое, наводило на размышления о неизвестных тайнах мироздания, скрытых в микромире, о многослойно-сти пространств. И сказка Серой планеты о существах, пришедших ниоткуда, в правдивости которой не приходилось сохмневаться, укрепляла его предположения. Некоторое время ускоритель работал бесшумно. Потом невесть откуда послышался тонкий зудящий звук, и Андреев, насторожившись, подвинул руку к красному клавишу на подлокотнике, прислушался. Бегущие по экрану звездочки вдруг заспешили, и частые соударения микрочастиц стали напоминать вспыхивающие и гаснущие огоньки. В выносном пульте электронной системы что-то сердито защелкало, и звездочки на экране успокоились, задвигались солидно и важно, как в замедленной съемке. Но экран при этом странно углубился, края его растворились, распались на части, словно тому миру рождавшихся новых частиц было тесно в очерченном для них пространстве. «Хватит!» — подумал Андреев и нажал на красный клавиш. Но ничего не изменилось. Пульт снова сердито щелкал, но свист не прерывался, он уже переходил в рев, достигая такой силы, что болели уши. Андреев снова и снова бил по красному клавишу, с ужасом наблюдая, как растворяются, исче зают рамки экрана. Казалось, что рождение и умирание частиц происходит уже повсюду — и над головой, и под ногами. — Выключи! — крикнул он и не услышал своего голоса. А уж не только края экрана, но и стены начали растворяться, и там, где они были, заискрились, заметались в черной пустоте скопища не то микрочастиц, не то звездных скоплений. Андреев вспомнил фразу из сказки насчет того, как «обезумело небо, и звезды запорхали, как птицы, угасая и вспыхивая». И подумал, что перед ним что-то очень похожее, и оттолкнулся от кресла, чтобы добраться до этого оптимиста Бритта. Но неожиданно его кинуло куда-то в сторону, прямо в эти скопища звезд, и застлало глаза непроницаемой тьмой, и сдавило головокружением и тошнотой. И вдруг все вернулось на свои места. Снова вырисовались стены, и экран очертился знакомыми рамками, и на нем, как вначале, рождались и умирали мириады неведомых частиц. — Ну вот, а ты боялся, — весело сказал Бритт. Отстегнувшись от кресла, он встал, потянулся и, легонько оттолкнувшись, важно полетел к дальней переборке, к большому овальному иллюминатору. — Завтра отправлюсь на Венеру, а ты посиди пока, поанализи-руй, что мы тут получили... И вдруг он глухо вскрикнул. Было в его голосе что-то заставившее Андреева насторожиться. Сильно оттолкнувшись, он перелетел к иллюминатору, больно ударился о прозрачный купол, но боли даже и не почувствовал: то, что увидел, заставило похолодеть. Странным оранжевым отсветом поблескивало кольцо ускорителя, но ни научного центра, ни Трубы, ни самой Земли не было. Вокруг, сколько охватывал взгляд, простиралось бесконечное черное небо, усыпанное незнакомыми созвездиями. Задыхаясь от сдавившего душу ужаса, Андреев кинулся к другой переборке, где тоже был иллюминатор, но и за ним была все та же чужая межзвездная пустота. — Ничего, ничего, — успокаивал его Бритт. — Мы с тобой сделали такое открытие! Андреев не отвечал. Слепая надежда Бритта — это было все, оставшееся им на двоих. Самые великие открытия — ничто, если они не отданы людям. Но как отдашь, как вернешься из этого чужого мира, если не знаешь, как сюда попал?! 44 |