Вокруг света 1976-05, страница 24

Вокруг света 1976-05, страница 24

ворот — амбар, сарай, завозня. В амбаре хранились продукты, в завозне — неходовой по сезону инвентарь. В сарае (скорей это навес) и сейчас стоят пилы, ступы, телеги, рабочие и легковые санки, дуги, соха, бороны. Дальше отгорожен скотный двор, огород, банька (топится

кал. Прощальные слезы катились по щекам старика. Дом стал собственностью этнографического музея. Он его передал добровольно, жить собирался у своих сыновей, но закипело в груди: столько пережито, столько снов видано и песен спето в этом дому...

Сэвэки — эвенкийские божки — напоминают детские игрушки.

по-черному), колодезный журавль: надо воду — подходи и бери, сколько хочешь! Все исправно, все настоящее...

За ходом работ, когда клали дом и собирали надворные постройки, следил сам дед Зайцев: — Это так было, а это не так: надо переделать! И переделывали. А когда все было собрано, поставлено на места, обошел он свой дом, двор, стайки — сел на приступок завозни и... запла-

Если выйти со двора дома Зайцева и миновать молодой сосновый лесок, попадешь в эвенкийское стойбище. В конце прошлого столетия, когда отец Зайцева валил кондовый лес для своего дома-связи, в то же время предок Тамары Танкиуль-евой драл кору с лиственниц для чума, который собирался ставить в долине реки Куморы.

— Как же они тут жили? Зимой если... — воскликнул один из гостей музея.

Это он при Тамаре Танкиуль-евой так сказал. При эвенкийке Тамаре, которая родилась в таком чуме! Собственно, и вопрос-то был обращен лично к ней — Тамара заведует эвенкийским сектором. Тамаре бы объяснить человеку, что чум очень хорошо приспособлен к подвижному охотничьему образу жизни, который вели до недавнего времени его обитатели, что не случайно этот тип жилища просуществовал тысячи лет...

Мать Тамары поставила в музее чум из голеных оленьих шкур, а чум шамана из коры лиственниц сделал дедушка Доволен из села Богдарино.

Тамара показывает убранство чумов и разные вещи: гида — копье для охоты, инмэк — вьючные сумы из кожи оленей, сэвэки — самодельные божки, такие наивные, что их легко принять за детские игрушки (подумать только: пуговки вместо глаз!), укан — шапка охотника из шкурки птицы гагары; шапка сделана без иглы и ниток: срезано округлое брюшко вместе с подкрылками — вот тебе и шапка!

На вопрос гостя Тамара ничего не ответила, только вежливо улыбнулась. Прощение было в этой улыбке. Тамара перевидала многих людей... Родилась она в эвенкийском стойбище Ченча на слиянии рек Куморы и Верхней Ангары. Училась в селе Уоян. Потом уехала в Ленинград, закончила педагогический институт. Вышла замуж за нивха, ездила на Сахалин, но неодолимо тянуло в родные края...

Вместе с директором музея Семеном Романовичем Хомосо-вым мы вышли к ручью, где желтели опадающей листвой ивы и березы. Я увидел каркас из свежеоструганных жердей, каменные ступени. Они вели в полуподземелье.

— Жилище хунну, — сказал Хомосов. — Все настоящее, все как было. Зарисовали и проставили номер каждого камня, прежде чем перенести его сюда, — Семен Романович обвел рукой нижнюю, каменную часть жилища (верхнюю, деревянную, пришлось реставрировать по эскизам и описаниям археологов).

Смуглое восточное лицо Хо-мосова (он из прибайкальских бурят) спокойно. Он просто привык к разным редкостям...

22