Вокруг света 1976-06, страница 10

Вокруг света 1976-06, страница 10

произнес это слово: с большой буквы, — но вот возник человек и сразу же начал безжалостное наступление на природу, полагая, что она вечна. Погоня за экономической выгодой сделала со временем человека самым грозным врагом природы и, таким образом, самого себя. Человек не захотел знать о границах допустимого, он разрушал и уничтожал то, что создавалось природой на протяжении миллионов и миллиардов лет. Словно голодный медведь, забравшийся в кладовую, человек ломал, крушил все вокруг. Нет, чтобы остановиться... Подумать...

Монолог прервался. Катер лавировал, входя в крохотную бухту островка, на котором Хуго Хассель снимал небольшой летний домик,

— Возьмем, к примеру, мотор на моем катере,..— Переход к новой теме был неожиданным, но потом я понял, что это вообще в натуре Хасселя: от проблем окружающей среды перескакивать к своей лю-,п бимице-технике, от техники к среде. — Этот мотор был выпущен несколько десятилетий тому назад. Считалось, что он уже отслужил свою службу, когда давным-давно я купил его у хозяина за десять крон. А он работает и будет работать, наверное, не меньше, чем любой новый мотор, который я мог бы купить, если бы были свободные деньги...

С озера дул свежий влажный ветер, На самом высоком месте острова стоял ветряк, лопасти его быстро вращались. Поворот ручки — и озерная вода потекла через шланг в маленький бассейн, в летнюю душевую. Начал подзаряжаться аккумулятор, который мог в течение четырех-пяти часов удовлетворять потребности обитателей домика в энергии.

Быстро и расторопно Хуго Хассель установил на плоском камне необычный предмет, похожий на обрезок трубы большого диаметра. Книзу труба расширялась, а из верхней части выглядывал поршень. Хуго притащил большой осколок вогнутого зеркала и направил сфокусированный зайчик на основание цилиндра. Довольно скоро поршень пришел в движение, закрутился маховичок, и из трубки забил тоненький фонтанчик воды из бассейна.

— Это хорошо забытое человечеством устройство, при помощи которого один шотландский монах еще в XVIII веке начал превращать солнечную энергию в механическую, — пояснил Хуго.

...Вскоре мы уже сидели в домике Хасселя. На столе дымился традиционный кофе по-шведски — крепчайший из крепчайших.

Времени у нас было достаточно, и наконец-то мы могли поговорить поподробнее. Хассель рассказывал много и охотно, никаких усилий для поддержания разговора с моей стороны не требовалось, поэтому сейчас лучше просто пересказать слова моего собеседника.

Возможно, покажется неправдоподобным, начал Хуго, что человечество выбрасывает и теряет безвозвратно около двух третей получаемой от природы энергии, но это действительно так. Проблема скорее всего заключается не в сокращении потребления топлива, а в более рациональном его использовании. Нефтяной кризис заставил с особым вниманием подойти к проблеме новых, альтернативных источников энергии. Шведское объединение- АСЕА-Атом уже запланировало строительство целой сети атомных электростанций, но сейчас строительство и пуск их приостановлены по причине необходимости «более детальных исследований с целью изыскания способов хранения радиоактивных отходов». Тем не менее на состоявшейся в Стокгольме конфе

ренции «Электроэнергия-75» об атомных станциях говорилось как о «ближайшей альтернативе», как о втором после гидроэлектростанций источнике энергии.

Согласно некоторым подсчетам потребление энергии вырастет к концу этого столетия примерно в три раза. Большая часть этой потребности будет покрываться за счет атомных станций, однако понадобятся и другие источники, особенно те, которые ни в коей мере не загрязняют окружающую среду. Шведов заинтересовал опыт Исландии по использованию геотермальных вод. Правда, Исландия, можно сказать, покоится на «подушке» из кипятка, в то время как в Швеции вода с температурой + 90 градусов начинается на глубине три километра, а для того, чтобы добраться до воды с температурой в 300 градусов, необходимо бурить десятикилометровую скважину. По мнению ученых, первые ^эксперименты с использованием геотермальных вод могут начаться в Швеции минимум лет через десять.

В последние годы скандинавские страны вернулись к такому испытанному источнику — скорее преобразователю — энергии, как ветряные мельницы. Но пока производство этим способом одного киловатт-часа непомерно дорого. Если «атомный» киловатт-час стоит 8 шведских эре, «нефтяной» — 10,5 эре, то 1 киловатт-час ветряного генератора обходится в два раза дороже последнего — целых 20 эре.

Опыт других стран тоже интересен. Датчане, например, проводят интересные эксперименты по использованию тепла Земли. Один из друзей Хасселя, живущий в окрестностях Карлстада, давно уже пользуется установкой датского образца для получения горячей воды из... приусадебного участка. Конечно, вода поступает из водопровода, но вот обогревается она действительно теплом Земли, и ничего особенно хитрого здесь нет. Суть в следующем. Температура почвы на глубине 1,5—2 метра никогда не опускается ниже +6 градусов. На этой глубине на площади в несколько десятков квадратных метров уложен теплообменник, напоминающий огромную решетку. Циркулирующая по трубам вода попадает в компрессор, который, приближенно говоря, представляет собой холодильник навыворот — аккумулирует тепло. И этого тепла достаточно для обогрева '5—6-комнатной виллы и для хозяйственных нужд. Постоянная температура воды 55 градусов.

Так же, как и в нашей стране, в Норвегии ведут-, ся опыты по использованию приливной энергии морских волн на атлантическом побережье. Подсчитано, что если волна идет фронтом длиной в 150 километров, то один метр ее несет удельную энергию, равную 60 киловатт-часам.

— И все-таки, знаете, проблема энергии — не самое главное, на мой взгляд, — Хуго поднялся, давая понять, что разговор подходит к концу. — Пока мы не научимся добывать «чистую» энергию, пока не перестанем оставлять за собой следы нашей деятельности, любые усилия будут даваться слишком дорогой ценой...

Затарахтел мотор катера. Мимо нас снова поплыли крутые берега озера. Остался позади островок с маленькой ветряной мельницей и «машиной» шотландского монаха. Над горизонтом висели легкие белые клочья — то ли безобидные летние облака, то ли дым из труб целлюлозно-бумажных фабрик, развеянный свежим ветром...

8