Вокруг света 1976-06, страница 12Реставрация одной из скульптур древних майя. год был разбит на 18 месяцев, по 20 дней каждый. Такая разбивка была полностью подчинена интересам сельского хозяйства. В ряде случаев названия месяцев прямо указывали на те работы, которые нужно проводить. Пять дней каждого года майя считали плохими для работы. В эти дни все отды хали. В тропиках, где разница в продолжительности дневного времени в течение года меняется незначительно, такой календарь был особенно важным. Были еще календари лунный и рассчитанный по Венере. С их помощью жрецы-астрономы отмечали события прошлого и пытались предсказать будущее. (Не такая уж наивная идея, если учесть, что они предсказывали солнечные затмения, периоды дождей и засух: события чрезвычайной важности для народа, чье благосостояние полностью зависит от сельского хозяйства.) Как важное событие отмечали майя совпадение первого дня религиозного и солнечного годов. Это происходило раз в 52 года. К этому времени приурочивались пышные празднества, строились или начинали строиться новые пирамиды... Календарь майя в том виде, как мы его теперь знаем, появился не сразу. Хотя нулевым годом отсчета майя считали 3113 год до нашей эры, есть серьезные основания сомневаться, что они пользовались им так давно. Как подсказывает история других народов, за нулевой год могло быть взято важное с точки зрения религии событие или просто миф — пользуемся же мы календарем, в котором за нулевой год принято рождение Христа из Назарета. До сих пор какого-либо объяснения выбору нулевого года не найдено, но, как полагают, исходя из обычаев майя, это мог быть или теоретически рассчитанный год, или год, по их понятиям соответствовавший созданию мира или созданию человека богами из кукурузы. Может быть, майя переняли зачатки календаря у своих предшественников ольмеков. В общем, точный календарь майя не свалился с неба, но говорить об этом с моим соседом смысла не было. Тем более начинать разговор о кресте. Этот символ майя часто использовали в настенных барельефах-украшениях. Увидев его, конкистадоры Кортеса должны были, наверное, почувствовать угрызения совести, поскольку они разоряли, разрушали и убивали тоже от имени религии, одним из основных символов которой был и есть крест распятья. Как известно из записей сопровождавших конкистадоров монахов, первое удивление от встречи с крестом за тысячи километров от Испании быстро прошло, и нашлись сотни причин и резонов убивать иноверцев, разрушать храмы и сжигать их ценнейшие книги. Много столетий прошло с тех пор. И если для верующих крест майя стал своеобразным подтверждением всемогущества христианской веры (откуда же еще ему взяться у древних цивилизаций, как не свыше?), то для таких, как мой попутчик, не без заинтересованной пЪмощи продавцов космических сенсаций, неожиданно открывшиеся у многих народов схожие знаки стали пусть не самым веским, но доказательством влияния разумных существ из других 10 |