Вокруг света 1976-06, страница 15они называли «Ко». Ко Кукулька-на — строение из четырех стен-лестниц, сходящихся от основания к вершине под углом 45 градусов. Лестницы-стены Ко заканчиваются не острием, как пирамиды Египта, а площадкой. На ней еще одна постройка. Если смотреть на стену-лестницу от подножия Ко, то кажется, что эта лестница ведет прямо в небо. Майя были большими мастерами этого эффекта. Ему, я думаю, были подчинены поиски архитекторов-жрецов. У стоящих внизу должно было складываться впечатление, что жрецы поднимаются к богам на небо и разговаривают там с ними. Внутренние помещения строителей не интересовали. Зато каждый камень поверхности нес особый смысл. В центре стены из трехметровых уступов расположена лестница в 91 ступень. Таких лестниц четыре — по одной на каждой стене. Всего 364 ступени плюс верхняя площадка дают цифру 365 — соответствующую количеству дней в солнечном году. Больших уступов с каждой стороны лестницы по 9. Всего на каждой стене 18. Вспомним календарь майя — это число соответствует количеству месяцев в году. Более того, на каждом большом уступе сделаны горизонтальные выступы. Их 52 — тот самый священный век майя из 52 лет, когда первые дни религиозного и солнечного календарей совпали... В общем, жители Чичен-Итса построили храм своему богу и преподнесли ему в дар самые большие свои богатства — знания. Они «встроили» секрет своего календаря в очертания храма. Пантеон Кукулькана. Внешне малозаметная на фоне гигантского храма постройка. Но в пантеоне интересны не габариты, а рисунки, вырезанные на его каменных стенах. Вот он — бог, человек, правитель Кукулькан — Пернатый змей. Он выше всех ростом. У него борода. Майя несут ему богатые подношения. А вот и знаменитый корабль, похожий на корабли викингов, в котором по легенде приплыл к этой земле бородатый белый человек. Из-за него и Кортеса майя приняли за бога. Кортес был белолиц, с бородой, и все подумали, что Кукулькан вернулся. Значит, пришелец все-таки был? Мне приходилось слышать споры не столько о том, был ли он или была только легенда, сколько о его возможной роли и влиянии на культуру майя. Судя по Чичен-Итсе, если пришелец и был, то, во всяком случае, не с неба. На фелюгах варягов по небу не летают. А что касается влияния, то майя к его приходу уже достигли вершин знаний в математике и астрономии. Может быть, было два повтора одной и той же истории? Кетцалькоатль-бог был известен задолго до Кет-цалькоатля — человека и правителя Чичен-Итсы. Может быть, случайно забредшего варяга, как позже Кортеса, приняли за вернувшегося бога? В общем, при А ближайшем, даже не очень глубоком, знакомстве с историей майя все предположения об обязательном влиянии белого рыжебородого человека на открытия древних рассыпались... КОБА. ОТКРЫТИЯ ВПЕРЕДИ «В тринадцатом веке нашей эры жители покидают Чичен-Итсу по неизвестным причинам», — заканчивает рассказ гид. Она порядком устала от долгого похода под палящим солнцем. Да и мы чувствуем себя не лучше. Мы заканчиваем знакомство с городом и спешим к машине, надеясь часа за два до темна добраться до Коба — основной цели нашего путешествия. Мне почему-то кажется, что только там, среди археологов, начинающих исследования малоизученного центра майя, я смогу получить достоверный ответ на последний вопрос моего соседа по авиакреслу — почему все-таки они покидали обжитые веками города? Хорошо думать за рулем на прямой дороге. Мы ведем машину, сменяя друг друга каждый час. Так устаешь меньше. До поворота на Коба добираемся без происшествий. Заправляем машину и делаем последний сорока^илометро-вый бросок. Спешим так, что чуть не проскакиваем дощечку, прикрепленную на кустах. На ней флама-стером от руки написано: «Съезд на Коба». Пять километров по тропе в джунглях едем минут тридцать. Машина буквально продирается сквозь кусты. Ветки царапают двери. Кусты невысокие, так что в случае необходимости, встав на крышу машины, можно рассмотреть, куда ведет дорога, если собьемся. Пока едем, ориентируясь на вершину высокого холма справа. Наконец выбираемся на расчищенную от кустов площадку. Холм, служивший нам ориентиром, виден отсюда полностью. Развороченные прямоугольные камни покрывают его снизу доверху. Нетрудно догадаться, что так до реставрации вьнлядели все найденные на Юкатане пирамиды майя. Слева несколько ветхих построек из бамбука. Сигналим. Из дома выходит одноглазый индеец. На лице выражение заранее приготовленного категорического отказа. Показываем рекомендательное письмо в конверте. Он смотрит на конверт и кричит, обращаясь к кому-то у нас за спиной: «Сеньоры из Мериды!» Оборачиваемся. Только теперь замечаю маленькие, муравьиные фигурки людей на вершине пирамиды. Это рабочие экспедиции. Один из них медленно спускается вниз. Подходит к нам, читает письмо. Стиль его тоже рассмешил. «Езжайте дальше по тропе до озера. Там увидите дом под большими деревьями. Это то, что вам нужно». Едем еще минут двадцать. Тропа выходит к озеру. Дом археологов находим быстро. Экспедиция обедает. Узнав, что мы не собираемся ночевать, археологи советуют сейчас же отправиться в обход территории раскопок — через полтора часа стемнеет. Сопровождать нас вызывается Виктор — техник и шофер экспедиции. Он знает все тропинки. Виктор — коренной житель Коба, самый настоящий майя. Среднего роста, большеглазый, широкоплечий. Идет по джунглям быстро — так ходили древние майя. Стараясь не отставать, запоминаю его короткие пояснения. — Эту пирамиду, наверное, нашли первой, — говорит Виктор, — она ближе всех к озеру и поэтому хорошо видна. Вообще, пирамиды здесь искать нетрудно. Любой заросший холм — наверняка пирамида. Естественных возвышений почти нет до самого берега океана. Хотите подняться и посмотреть? — Хотим! — без раздумья откликаюсь я за нас двоих: после многочасового путешествия Я знаю, что Гильермо заинтересовался пирамидами и древними своими предками не меньше меня. — Тогда идите за мной, только осторожно. Мы уже укрепили камни вокруг прохода к вершине, но оступиться нетрудно... Поднимаемся вверх на четвереньках, хватаясь за сухие толстые корни еще недавно росших здесь деревьев, стараясь не столкнуть ногой камни покрытия пирамиды. — Остановимся здесь, — говорит Виктор, когда до вершины остается метров тридцать, — дальше идти опасно. Останавливаемся и осматриваем местность. Отсюда, с высоты, видны другие постройки Коба: крутые холмы, заросшие травой, кустарниками и деревьями. Хорошо видно озеро и дом археологов на берегу. За деревьями километрах в 13
|