Юный техник - для умелых рук 1978-08, страница 17

Юный техник - для умелых рук 1978-08, страница 17

бородый боярин. С другого сучка была снята кора, и на самый длинный кончик длинной ветки прикреплена тонкая фанерка в форме грозового облачка. Сверху над облачком, прямо на бревне, было нарисовано солнце, а внизу косые штрихи и капли — символ проливного дождя. Облачко пока находилось между двумя этими символами.

— Вот они, мои отгадчики, или, как на деревне говорят, истуканы, — сказал Антипыч, ласково поглядывая на сучки. — Если какая перемена в погоде намечается, так они мне тут же знаки подают. Каждый по-своему. Как дождь намечается, так облачко солнышко заслоняет, аист в пояс кланяется, рыбак рыбу из бадьи вытаскивает, а боярин-бездельник руки к небу возводит. Сегодня утром смотрю, а сучки мои зашевелились. Против вчерашнего намного изменили свое положение. Ну, думаю, быть перемене в погоде. По моему разумению, сучки двигаются от изменения влажности воздуха, сухое дерево к влаге чувствительно. Возьми, к примеру, бочку без воды — решето, да и только. А налей-ка в нее воды, так клепки-дощечки разбухнут, и щели исчезнут...

Я сызмальства в лесу дневал и ночевал. Лес в любую пору да в любую погоду видывал. Ко всему приглядывался и приметил, что сухие мертвые сучья у ели к сырой погоде вверх поднимаются, а к сухой — опускаются. Поначалу я просто брал засохшие еловые ветки, освобождал их от коры и прибивал к стене. А уж разные фигурки из них вырезать только потом надумал. Так-то веселее, да кому посмотреть забавно. Вот, говорят, дед-выдумщик...

Антипыч выбрал в углу вилы, вырезанные из ивовой рогульки. Я тоже взял вилы поухватистее, и мы пошли в сад.

В саду между кустами крыжовника, на выкошенной луговине, ровными рядами лежало подсыхающее сено.

Из-под наших ног с паническим карканьем метнулись в синь неба испуганные грачи.

— Обедать прилетали, — сказал Антипыч, — на выкошенном лугу земля открытая. На ней перед дождем червя как на ладони видно. — Заметив в моих руках вилы, он одобрительно сказал: — |{оль вилы в руки взял, так заходи вон с той стороны, а я отсюда начну.

Пока мы ставили на луговине копну, волшебные дедовы сучки не дремали. В этом мы убедились сразу же, как только вошли во двор. Рыбак приподнял удилище настолько, что из бадьи наполовину высунулась рыбка. Аист наклонил голову еще ниже. Руки боярина поднялись выше пояса. А облачко уже на две трети прикрыло собой рисованное солнце.

Антипыч удовлетворительно взъерошил свою бороденку.

— Не дремлют мои ребята. Теперь уж скоро. Не заметишь, откуда и тучи набегут. Пойдем-ка посидим на солнышке, пока дождь не зарядил.

Мы снова уселись на знакомую колоду. Недалеко от нас был маленький огород, всего из трех грядок.

— А ну посмотри-ка, — сказал Антипыч, кивая в сторону грядок, — вьюнок на меже вырос. Не успел я его

выполоть, до всего сразу руки не доходят. В хорошую погоду он закрывается только к вечеру. Как бы спать укладывается. А сейчас еще полдень, а он уже закрылся, цветочки свои лодочками свернул. Перед дождем многие цветы закрываются. К примеру, хотя бы одуванчик и мокрица. Видишь, вон там, у самого тына, чертополох голову повесил. Колючки, поди, вялые и не шибко колются. Это он перед дождем приуныл. Как ведро, он стоит хорохори-стый, ершистый — не подходи, бравый гусар, да и только. Отец мне рассказывал, как один старик погоду приловчился распознавать не только по травам и животным, а и по обыкновенной шерсти овечьей. Возьмет он тюк шерсти и уравновесит на безмене. Так и повесит где-нибудь под навесом в светелке или на чердаке. Как только шерсть перетянет, значит, надо ожидать дождя, а ежели, наоборот, груз перетянет, то быть сухой и солнечной погоде. Вот какие в старину выдумщики были...

Где-то далеко раздались слабые раскаты грома. Дед снял кепку и прислушался.

— Идет, родной. Ишь как погромыхивает, ровно картошку по пустому ящику перекатывает...

Некоторое время мы сидели молча. Снова послышались раскаты грома. Теперь они были уже громче. Пролетели куда-то встревоженные скворцы. Вслед за ними в сад ворвался порывистый ветер. Он по-разбойному растрепал листву на яблонях, пригнул к тыну ветви боярышника, взъерошил кусты крыжовника и поднял пыль над грядками.

Потом внезапно стало так тихо, что было слышно, как первые крупные капли гулко ударились о сухие бревна. Сквозь редкую сетку дождя пробивался янтарный солнечный свет. Большой ливень начался с грибного дождя. Мы поспешили укрыться во дворе.

Деревянный народец дружно прореагировал на изменения в погоде. Рыбак наконец вытащил из воды долгожданную рыбку, аист наклонился еще более почтительно. Тучка полностью заслонила собой солнышко. А боярин восторженно вознес к небу руки, приветствуя теплый летний дождь.

Г. ФЕДОТОВ Рис. автора

Cbljp® I

сух®

Штт

Тистивт--?1 1

I !

ЬТ4\

16