Вокруг света 1976-08, страница 48

Вокруг света 1976-08, страница 48

В. КОНСТАНТИНОВ Фото А. МАСЛОВА

[f-жогда я впервые увидел Шпряничные доски - а ЬЛ!это было на Тульской кондитерской фабрике, — мне показалось, будто попал я в музей прикладного искусства. Янтарно-желтые от масла липовые доски были сплошь покрыты великолепной резьбой... Позже я узнал, что автор этих досок известный в Туле резчик по дереву Василий Борисович Соколов.

...Дверь в квартиру Соколовых открыла девочка лет десяти. Узнав, что я пришел к дедушке, провела в комнату. Седой, очень пожилой, грузный человек сидел у окна за небольшим верстаком. Он медленно, будто нехотя, повернулся, внимательно пригляделся ко мне и, отложив в сторону стамеску, поднялся навстречу. Познакомились.

— Вы уж извините, — как-то виновато проговорил он, — руки у меня еще ничего, а вот ноги — беда: я уж лучше сяду...

Он подвинул мне стул и сел за свой верстачок, на котором лежа ло десятка два различных стамесок и ореховая рамка с уже обозначенными контурами резьбы — переплетение стеблей, листьев, плодов.

ШГРШЯ РЕМЕСЛА

— Теперь только внучкины заказы и выполняю. — сказал Василий Борисович и коснулся рамки широкой, крепкой ладонью. Я не поверил: на фабрике мне

Мастер Соколов.

говорили, что мастер совсем не давно сделал большую составную доску для. свадебного пряника.

За окном неслышно падал густой январский снег; за белой пеленой смутно угадывались контуры строящегося дома. Василий Борисович, проследив за моим взглядом, сказал:

- Тихо-то как... Краны не гудят: видимо, снег работе мешает. А так днем и ночью стройка идет Старые домишки снесли, а на их месте громадины ставят. — Вздохнул: — Одного жаль — tfi старыми домами резьба пропадает. Никому теперь не нужны подзоры и наличники... Может, оно и так, но не мешало бы и для будущего сохранить. Я-то знаю, сколько в эти кружева таланта вложено.

Василий Борисович провел рукой по аккуратной щеточке усов, улыбнулся:

Значит, пряничные доски интересуют? Хорошо, расскажу.

Он замолчал, собираясь с мыслями, а я принялся разглядывать комнату. И шифоньер, и диван с высокой спинкой, и стулья, и этажерка — все было покрыто затейливой резьбой. На стене висела круглая пряничная доска: над весенним, пробуждающимся лесом стремительно летели птицы...