Вокруг света 1976-12, страница 5

Вокруг света 1976-12, страница 5

оне производится 15 процентов всей мировой продукции.

А Балтика весьма невелика. Если бы люди расселялись по Земле пропорционально количеству имеющейся воды, то в балтийском бассейне проживало бы от силы 100 тысяч человек, а сейчас там живет 140 миллионов! Прикинем мысленно, что получится, если каждому из прибалтов выделить «©го участок» моря. Получится крохотный пятачок дна, покрытый десятиметровым слоем воды. И это на все inpo все. Так как же Балтика справляется с загрязнениями, если она с ними еще справляется?

— Позвольте, — говорит, к примеру, иной агрохимик. — Откуда это известно, что стоки с полей загрязняют море? Наоборот, они его удобряют.

И в самом деле, содержащиеся в удобрениях соединения калия, фосфора, азота — вещества жизни. Там, где они попадают в море, наблюдается увеличение количества рыбы, бурный рост водорослей. На первый взгляд — хорошо. Но только на первый: уловы растут, но в них все меньше рыб ценных пород, да и тех нередко отравляют пестициды. А цветение водорослей оборачивается бедой для целых районов моря — отцветая, они погружаются в глубину, гниют, отбирая кислород у донных организмов. Так создаются настоящие подводные пустыни, бескислородные зоны,

Балтика же так богата «питательными» веществами, что водоросли обнаружены в открытом море — там, где никогда раньше они не встречались. И это опасный симптом. На дне Балтики уже образовались блуждающие застойные зоны, там накапливается сероводород, совсем как в мертвых глубинах Черного моря. С годами содержание кислорода в глубинах падает, не спасает и «вентилятор» — подводное течение из Северного моря (этот водоем сам все больше загрязняется нефтью). На Балтике, 1г,де нефть не добывается, загрязнение моря нефтепродуктами выросло в семь раз! А концентрация ДДТ, ртути и других очень опасных для всего живого металлов?..

И снова количество переходит в качество. В Балтийском море появились мертвые, так называемые заморные зоны. Правда, они, случалось, возникали и раньше. Но эти зоны каждый раз исчезали, стоило только прийти чистой воде -из рек или же из Северного моря. Сейчас они стабилизировались. Значит, море уже не справляется с загрязнениями. Ученые считают, что Балтику может постигнуть судьба умершего озера Эри.

Двадцатая часть Балтийского моря уже умерла. Уникальный водоем требует срочной помощи.

ПЕРСПЕКТИВЫ БАЛТИКИ

При решении проблем охраны природы лучше всего смотрятся кардинальные решения — такие, как плотина в Керченском проливе или дамба на морских подступах к Ленинграду. Для спасения Балтики таких решений, похоже, нет: грязные потоки стекают со многих мест ее побережья. Не сооружать же дамбу, отделяющую море от суши! Но вот от неочищенных стоков его все же придется оградить. Как? Для этого, по мнению ученых, существует единственный путь: коренная перестройка технологии производства и строительство очистных сооружений.

Главное, что предстоит сделать в ближайшие годы, — это перестроить технологию заводов так, чтобы отходы утилизировались в самом процессе производства. Дело это необычайно трудоемкое, требующее крупных капитальных вложений, и потому, как считают специалисты, на его осуществление потребуется несколько десятилетий. Но так долго море ждать не может, и поэтому борьба за чистоту Балтики уже началась. Так, в Эстонии, в Кохтла-Ярве, построен завод по производству сланцевого масла, на котором водяное охлаждение заменено воздушным. В Клайпеде и в некоторых других балтийских портах установлены емкости, куда с кораблей сливают загрязненные нефтью и иными веществами воды. В СССР запрещено применение ДДТ, и на полях все больше используют малорастворимые удобрения, которые слабо вымываются из почвы.

1976 год объявлен годом по изучению загрязнения Балтийского моря. Ученые СССР, Польши, ГДР, ФРГ, Финляндии, Дании, Швеции координируют свои усилия по изучению этого водного бассейна. Сейчас разрабатывается комплекс мер, чтобы оздоровить Балтику, добиться ее расцвета.

В этом месте можно было бы поставить точку. Но сегодня проблема еще так вопиюще остра, а море настолько беззащитно, что я не могу закончить статью на мажорной ноте.

...Идет по Балтике танкер, а за ним тянется нефтяной хвост—команда промывает танки. Вдруг над судном появляется самолет воздушной инспекции. И неудивительно: был случай, когда один выброс 150 тонн нефти, сделанный только потому, что команде «так было удобней», загрязнил 200 квадратных километров моря и привел к массовой гибели рыбы и птицы.

АЛЕКСАНДР ХАРЬКОВСКИЙ

НА СЕМИ ВЕТРАХ

ПОЕЗДКА НА ОСТРОВ БЕЛЫЙ

Праницу, как и положено, переходили пешком — П. Горбунов, директор строительства на острове Белый, Г. Красинец, инженер технадзора, и я. И даже нашему шоферу пришлось выйти из «Волги», отметиться в книге охраны и лишь затем, уже за рулем, проследовать через кордон. И хотя это была всего лишь граница Ленинградского порта, казалось, мы и впрямь

попали в иные, нездешние края. Вместо ленивых капель в ветровое стекло ударили крупные хлопья снега; за окном были уже не дома и деревья, а серая каша льда, краны да корабли.

— Формально наше строительство расположено внутри городской черты, — сказал Горбунов. — А условия на Белом... не то Арктика, не то Сахара.

Но увидеть сразу ничего не пришлось. Как только мы съехали с парома на остров, в окно

з