Вокруг света 1977-01, страница 60озьмите любую книгу или заметку о поездке по странам Востока, и вы обязательно найдете упоминание о бетеле. Одни авторы считают его разновидностью специй, другие видят в жвачке из листьев бетеля наркотик. Пусть не такой сильный, как опиум или марихуана, но все же оказывающий одурманивающее действие. Признаться, и у меня не было четкого представления о том, что такое бетель и «с чем его едят». Лишь оказавшись в Шри Ланке, я наконец смог поближе познакомиться с этим интересным представителем растительного мира, с которым столь многое связано в сингальских традициях. Знакомство это началось несколько необычно. Вскоре по приезде на Цейлон нас пригласили на открытие выставки советской книги, устроенной недалеко от Коломбо. У павильона, где размешалась экспозиция, ланкийские друзья вручили каждому из-гостей стопку зеленых шелковистых листьев, очень похожих на нашу сирень. -- Что это такое? — поинтересовался я — Это бетель. Вы их можете взять с собой как доказательство, что вас встретили с большим почетом. Ну а мы их просто жуем и, признаться, находим в этом удовольствие... Появление на Цейлоне обычая жевать бетель теряется в глубине веков, когда сингальские короли заставляли подданных возводить в скалах храмы, рыть озера, строить различные ирригационные сооружения. Считалось, что он прибавляет силы рабочим. Скоро его «распробовали» и короли, и монахи, и ремесленники, и крестьяне. Впоследствии эта привычка выросла в сложный комплекс, включающий целую серию ритуалов, которые имели не столько «вкусовой», сколько социальный характер. Так, еще столетие-другое назад положение человека в обществе определялось размерами сумки, в которой он носил листья бетеля: чем больше сумка, тем выше положение владельца. Если деревенский вождь отправлялся в длительную поездку или просто .к соседям в гости, его обязательно сопровождал слуга и нес сумку с бетелем.. И только позади «бе-теленосца» следовала остальная свита. В сумке вождя находился не только бетель. Ритуал жевания бетеля требовал, кроме самих шелковистых листочков, и специальных аксессуаров. Во-первых, в сумке обязательно находилась небольшая шкатулка для извести. Эту шкатулку мастерили из золота, серебра, меди, бронзы. Иногда ее выковывали в виде баночки и носили на серебряной цепочке. Вторым важным компонентом был орех арековой пальмы, и для его колки предназначались специальные щипцы. Их делали в форме фигурок человека, животного или птицы, на боковой поверхности вырезали традиционные орнаменты и мифологические рисунки, затем покрывали серебром. Наконец, в сумке лежала маленькая коробка для зубочисток или ступка — толочь орехи, если хозяин был без-зубьим. Теперь хотелось бы сказать несколько слов о са " ЗЕЛЕНЫЕ ЛИСТОЧКИ 58 |