Вокруг света 1977-01, страница 82BETA № 1 ЯНВАРЬ 1977 СОДЕРЖАНИЕ XX ВЕК: ГАРМОНИЯ ЗЕМЛИ И РАЗУМА Л. ЧЕШКОВА — На Иртышском меридиане . . . 2-я стр. обл. ВЛАДИМИР ВЕСЕНСКИЙ — Суша, окруженная водой .... 9 АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ — Ростовская финифть ...... 15 Д. БИЛЕНКИН — Прекрасная, но уязвимая........18 Л. ОЛЬГИН — Тяни, паук, свою пряжу.............22 ВАЛЕНТИН АККУРАТОВ — Они летали рядом с нами .... 24 В. ОПАРИН — Штурвал Бена Эйельсона..........24 ВАСИЛИЙ ЗАХАРЧЕНКО — Дорога через остров ..... 30 НИКОЛАЙ БАРАТОВ — Добрый колдун.........32 РОБЕРТ ХАЙНЛАЙН — Пасынки Вселенной........36 Г. СБОЙЧАКОВА — Стеклянный луг...........46 В. КАРМИНСКИЙ — Между инстинктом и разумом.....48 Е, ВЕЛИЧКО — Сказочное животное?..........51 ЮРИЙ ЛОЩИЦ — Земля-именинница...............52 И. СУЧКОВ — Зеленые листочки......... ... 58 А. ХАЗАНОВ — Пешие и конные............60 ХОСЕ ВАСКОНСЕЛОС — Трагическая охота ........64 К. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ — Каратэ начинается с поклонов ... 69 Пестрый мир....................78 Листая старые страницы . ...............79 Бамбуковая музыка ..................80 На первой странице обложки: ИТАЛИЯ. ФЛОРЕНЦИЯ. Копия статуи Давида работы Микеланджело на площади Синьории, собор Санта-Мария делъ Фьоре, купол которого виден отовсюду, и множество других памятников эпохи Возрождения создали столице Тосканы славу города-музея. В номере были использованы фотографии из журналов «Атлас» (Франция), «Мериан» (ФРГ), «Нэшнл джиогрэфик» (США), «Ориентейшнз» (Гонконг), «Эпока» (Италия), «Эуропео» (Италия). Главный редактор А. В. НИКОНОВ Члены редакционной коллегии В. И. АККУРАТОВ, А. В. ГУСЕВ, И. М. ЗАБЕЛИН, М. М. КОНДРАТЬЕВА, В. Л. КУДРЯВЦЕВ, В. А. ЛЕБЕДЕВ (заместитель главного редактора), Г. В. МАКСИМОВИЧ (ответственный секретарь), Ю. Б. САВЕНКОВ, О. И. СОКОЛОВ, А. И. СОЛОВЬЕВ, Л. А. ЧЕШКОВА, В. М. ЧИЧКОВ, Г. И. ЯНАЕВ Оформление А. Гусева и Т. Гороховской Рукописи не возвращаются. Технический редактор А. Бугрова ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ВЛКСМ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» Наш адрес: 103030, Москва, К-30, Сущевская, 21. Телефоны для справок: 251-15-00, доб. 2-29; отделы: «Наша Родина» — 3-93; иностранный — 2-85; литературы — 3-58; науки — 3-38; писем — 2-68; иллюстраций — 3-16; приложение «Искатель» — 4-10. © «Вокруг света», 1977 г. Сдано в набор 4/Х 1976 г. Подп. к печ. 15 XII 1976 г. А07498. Формат 84X108!/ie. Печ. л. 5 (усл. 8,4). Уч.-изд. л. 12. Тираж 2 500 000 экз. Зак. 1945. Цена 70 коп. Типография ордена Трудового Красного Знамени изд-ва ЦК ВЛКСЛ1 «Молодая гвардия-», 103030, Москва, К-30, Сущевская, 21. БАМБУКОВАЯ МУЗЫКА Нет такого пангкат-кавайяна, в репертуаре которого не было бы песенки «Что такое Филиппины». «...Это — острова и море, это — горы и бамбук», — поется в ней. На Филиппинах гьма разновидностей бамбука, но самый красивый из них — голубоватый кавайян. Национальный филиппинский оркестр — пангкат — весь бамбуковый. Самый простой из его инструментов — тонкий бамбуковый прямоугольник с прорезанной узкой щелью, где колеблется узкая гибкая пластинка. Называют инструмент на островах по-разному — субинг, кубинг, кулибау, а играют везде одинаково: щиплют пластинку, прижав инструмент к открытому рту. Музыкант то шире раскрывает рот, то закрывает его, сжимая зубы, и в зависимости от этого звук становится то пронзительно-высоким, то низким и бархатным. В бамбуковом оркестре субингу вторят флейты: пятиствольная диудиу-ас, длинная типану, тоненькая кулаленг. Еще до прихода испанцев филиппинцы делали из бамбука гитары. Это были маленькие — сантиметров сорока длиной — двухструнные инструменты, целиком бамбуковые. Струны отщепляли от наружного слоя стебля (бамбук ведь, строго говоря, не дерево, а трава, поэтому у него не ствол, а стебель). Потом под влиянием испанцев появились бамбуковые гитары семиструнные и шестиструнные. С течением времени инструментов стало больше. Освоились на островах «заезжие иностранцы». Но из чего бы их ни делали на далекой их родине, здесь они становились бамбуковыми. В церкви филиппинского города JTac-Пиньяс мессу сопровождает орган. Бамбуковый. Из Южной Америки попал в пангкат-кавайян ксилофон-маримба. Бамбуковая маримба. В самом известном национальном оркестре Филиппин — он так и называется «Пан-гкат-Кавайян», с большой буквы, — звучит пианино. Клавиши из бамбука, струны тоже. Когда оркестр создавали, он должен был исполнять песни многочисленных филиппинских племен. Исполнителей набирали среди местных музыкантов; первое время они ничего другого и не знали, кроме своих деревенских мелодий. «Бамбуковые музыканты», однако, на этом не остановились, и через некоторое время в «Пангкат-Ка-вайяне» зазвучали Чайковский, Бах, Штраус. «Что такое Филиппины?» спрашивает певица «Пангката», и нежная флейта-кулаленг эхом повторяет ее вопрос. И бамбуковые инструменты отвечают тихим хором: «...Это — острова и море, это — горы и бамбук, это — вегры с гор и моря, поющие в синеватой роше кавайяна...» 80
|