Вокруг света 1977-04, страница 13

Вокруг света 1977-04, страница 13

Профессор ▲. Ш Е В A J1 Е В

ДЕЛЬФИН
ИЩЕТ ДРУГА

Итак, вернется ли дельфин? Уверен — да. Если, конечно, говорить не о конкретных особях, но о дельфинах вообще. К подобному оптимистическому выводу меня привели факты, накопленные наукой.

Начнем с давно известных и многократно описанных случаев оказания дельфинами помощи человеку, терпящему бедствие в море.

На протяжении ряда лет, наблюдая и изучая поведение черноморских дельфинов в бассейнах научной лаборатории и дельфинарии, мы стремимся дополнить эти исследования наблюдениями над дельфинами в открытом море.

Естественно, что среди них мы отбираем и используем лишь тщательно проверенные, свидетелями которых было несколько человек.

Об одном из таких наблюдений подробно рассказал нам преподаватель физкультуры в Новороссийске С. А. Бугаенко.

Участвуя в сборе пловцов-марафонцев, он проплывал в море тридцатикилометровую дистанцию в районе Сочи. На 26-м километре его окружила стая дельфинов в 5—6 особей.

На виду у сопровождавшей его лодки с судьей и тренером дельфины подплывали периодически под плывущего пловца, касались его -живота своей спиной.

«Не бойся! — кричали с лодки Бугаенко судья и тренер. — Дельфины с тобой играют Или думают, что ты утопающий, и хотят тебе помочь!».

Подбодренный этими словами, С. А. Бугаенко плыл дальше, иногда упираясь руками в спины дельфинов. При приближении к финишу-мостку дельфины отплыли в сторону и направились в открытое море.

О другом случае встречи человека в море со стаей дельфинов нам рассказал житель города Беслана В. Добровольский, проводивший свой отпуск на побережье Черного моря около Анапы.

В один из августовских дней он далеко заплыл в море. Вдруг он почувствовал, как что-то холодное и гладкое коснулось его живота и приподняло вверх все его тело. За спиной он услышал всплеск и, обернувшись, увидел выступивший из воды хвостовой плавник какого-то морского животного. В тот же миг его ноги кто-то подбросил вверх, и голова его погрузилась в воду. Когда же он поднял голову над поверхностью воды, то увидел прямо перед собой высунувшуюся из воды голову дельфина. Испугавшись, он изо всех сил поплыл к берегу, на котором стояли наблюдавшие за ним люди.

«И тут, — как рассказывал В. Добровольский, — меня стало плавно швырять из стороны в сторону. Окружившие меня дельфины то прыгали через меня, то подбрасывали над водой. Тело мое находилось на поверхности: погрузиться в воду мне дельфины не давали».

Лишь тогда, когда до берега оставалось около 50 метров и, почувствовав мелководье, пловец стал на ноги, дельфины отплыли в сторону.

На какие же особенности поведения дельфинов указывают подобные случаи?

Во всех из них дельфины стремились приподнять человека. Если бы в приведенных наблюдениях человек тонул, мы могли бы определить это поведение дельфинов как проявление помощи тонущему. Но во всех случаях человек не тонул, не погружался под воду, а либо плыл на ее поверхности, либо — такие примеры тоже есть — неподвижно отдыхал в воде.

Что лежит в основе такого поведения дельфинов, остается загадкой.

Пока можно высказать лишь предположения.

Первое — это проявление «игрового характера» дельфинов. Действительно, пристрастие их к игре с различными плавающими на поверхности воды (а не тонущими) предметами, с подбрасыванием их вверх общеизвестно.

Другое предположение может исходить из установленного чрезвычайно развитого у дельфинов явления взаимопомощи. Причем они оказывают помощь не только друг другу, но и представителям других видов, резко отличающихся от них и по размерам и по форме тела.

Легко допустить, что таким изумительным пловцам, как дельфины, даже плывущий классическим стилем спортсмен может показаться беспомощно барахтающимся в воде живым существом. Поэтому возможно, что в приведенных наблюдениях дельфины стремились оказать помощь.

Высказывая это предположение, мы не имеем в виду получившее за последнее время распространенное в литературе представление о наличии у дельфинов якобы особого «слепого инстинкта» выталкивания на поверхность воды тонущих предметов.

Приведенные наблюдения дополняют имеющуюся характеристику дельфинов, свидетельствуя о том, что в открытом море — в своей родной стихии — «дикие» дельфины проявляют такое же доброжелательство к людям, как и в бассейнах дельфинариев.

А это, в свою очередь, является еще одним подтверждением того, что дельфин может и должен стать другом человека.

И в заключение. Когда какое-нибудь дикое животное, избегающее встреч с человеком, вдруг, не боясь, само приходит к нему, позволяя лечить его раны, повреждения, мы, не колеблясь, говорим о том, что это животное пришло к человеку за помощью. А примеров, когда раненые дельфины сами приплывали к людям, позволяя обрабатывать свои раны, много.

Исходя из опубликованных в нашей и зарубежной печати сообщений, число контактов дельфинов с человеком на побережье Черного и Азовского мр-рей за восемь лет, истекших после запрета в этих морях промысла дельфинов, значительно превышает количество аналогичных случаев, происшедших за многие годы во всех остальных морях и океанах.

Я не могу поверить, что это лишь результат случайного стечения каких-то обстоятельств.

и