Вокруг света 1977-04, страница 22

Вокруг света 1977-04, страница 22

принесла плоды: величина сжатия была определена с точностью до одной стотысячной. А два первых советских спутника позволили определить этот параметр в десять раз точнее! Радиус земного шара был вычислен с погрешностью 70 метров. Спутниковые измерения уменьшили ошибку до 10 метров. Космическая геодезия легко продемонстрировала свое превосходство, но ни в какой мере не «посрамила» былые достижения классического землеразде-ления. Напротив, она еще раз подтвердила высокий класс всех прежних измерений земного эллипсоида. То, чего можно было достичь, не отрываясь от земной поверхности, геодезисты достигли.

Теперь же при помощи лазера и доставленного на Луну уголкового отражателя расстояние до Луны удалось измерить с погрешностью лишь в 15 сантиметров! А можно ли еще точней? Можно — и на Земле, и в космосе.

Я видел однажды фотографию «центральной площади» поселка Мирный. На ней столб с самодельными указателями: до Москвы столько-то тысяч километров, до Парижа — столько-то и так далее. Так вот, через короткий срок можно будет — уже не в шутку! — повесить на этот столб, если он сохранится, новые указатели: на них расстояние до центра любого города Земли обозначат с точностью до сантиметров!

А зачем? К чему эта маниакальная погоня за сверхточностью? Уж не геодезия ли это ради самой геодезии?

Недавно была составлена новая мировая карта геоида. Она наглядно показывает, что он заметно отличается от той фигуры вращения, которую рассчитали теоретики. Так, например, в экваториальной области Индийского океана обнаружено понижение на 110 метров. В диаметрально противоположной части земного шара аналогичное понижение значительно меньше. Уровень Мирового океана имеет свои впадины и возвышенности! Установлено также, что Южный полюс на 30 метров ближе к центру масс Земли, чем Северный. Причины асимметрии — в строении глубинных сфер Земли.

В строении глубинных сфер Земли... Вот чем оборачивается погоня за сверхточностью геодезических измерений — прожектором, освещающим земные недра!

Мне приходилось несколько раз писать о противостоянии современных геологических теорий, известных под названиями «фик-сизма» и чшобилизма». Первая отрицает главенствующую роль больших горизонтальных перемещений в жизни земной коры и утверждает эту роль за вертикальными движениями. Мобили-стская концепция, напротив, доказывает дрейф континентов, а в последнее время — горизонтальные подвижки больших плит, которые несут на себе и материки, и океаны. Спор этот носит принципиальный характер, так как касается одного из главных моментов в истории развития Земли.

А ответ на него должна дать космическая геодезия. Она, и только она, способна «измерить» проблему и выложить на стол цифры, которые точно скажут, движутся континенты или нет.

К примеру, членчкорреспондент АН СССР Ю. Д. Буланже недавно сообщил о ювелирных измерениях движений блоков земной коры. Измерения проводились в Таджикистане, в районе между Гиссарским хребтом и хребтом Петра Первого. Здесь, на Гарм-ском полигоне, методами лазерной техники установлены ничтожные перемещения хребта Петра Первого. Он путешествовал на север и за 20 лет продвинулся на 40 сантиметров. Сначала авторы наблюдений подумали об ошибке в измерениях, проведенных раньше. Однако повторные работы показали, что марш на север продолжается: теперешняя скорость — 28 миллиметров в год! Ученые вновь перепроверили себя и снова пришли к тем же результатам: хребет-пу-тешественник идет к соседнему — Гиссарскому. Геодезии удалось поймать миллиметровые сдвиги гигантских масс! Вполне возможно, что по Таджикистану прошел стык Евразиатской плиты с Индийской. Последняя потихоньку внедряется в Евразию.

В Советском Союзе сейчас работают двадцать два геодинами-чеоких полигона, на которых геодезисты улавливают ничтожные вертикальные и горизонтальные движения блоков земной коры. В том же Гарме нивелирование высокой точности показало, что хребет Петра Первого движется вверх. Он является частью вздымающегося земного блока. Аналогичный результат — на Алма-Атинском полигоне. Так геоде

зия эффектно демонстрирует свои возможности при измерении почти микроскопических величин.

Профессор А. А. Изотов предлагает создать сеть специальных станций, которые смогут сторожить ничтожные подвижки больших блоков земной коры. Часть из них удобно разместить на уже существующих широтных станциях Международной службы движения полюсов и обсерваториях национальных служб времени. Другие же придется строить заново так, чтобы геодинамические пункты равномерно охватывали определенный пояс земного шара. Кроме того, потребуется доставить на Луну уголковые отражатели. И тогда за одну ночь, просветив лазером космическое пространство от Земли до Луны и обратно, наблюдатели смогут определить расстояние между континентами с ошибкой всего в 10—15 сантиметров. Через десятьчгштнадцать лет работу надо повторить, и если горизонтальный дрейф материков достигает хотя бы 2— 3 сантиметров в год — это не ускользнет от внимания геодезистов. То же самое в принципе можно осуществить и другими способами. И спор будет решен. Все мы привыкли считать земную твердь неподвижной (исключая случаи землетрясений, конечно). Но наблюдения, сделанные в Таджикистане, как и в других районах земного шара, наглядно показывают, что, где больше, где меньше, земная поверхность всюду смещается под влиянием тектонических сил. Чуть-чуть... Этим «чуть-чуть» в практике раньше можно было пренебречь. Но можно ли пренебречь этим, строя солидную плотину там, где земные блоки «дышат»? Вспомним: за двадцать лет целый хребет переместился почти на полметра...

Точное (знание начинается с точности измерений. Так было, есть и будет. Оно занимается и решением таких задач, как разбивка трасс для железной дороги, газопровода, высоковольтной линии, как подготовка площадки для строительства заводов, как определение территорий под будущие водохранилища. Все это делала, делает и будет делать классическая геодезия. Таков он, сегодняшний геодезист: бухгалтерская цифирь — и привязка этой цифири к звездам; работа где-нибудь на БАМе — и профессиональный интерес к устройству земных недр.

20