Вокруг света 1977-04, страница 66

Вокруг света 1977-04, страница 66

Мурманска до Чернигова и Пу-тивля на юге было представлено рядом локальных чертежей. Некоторые из них вполне могли побывать в руках предприимчивого англичанина и, конечно, использованы им при составлении карты. Об этом свидетельствует применение различных масштабов для отдельных ее участков. Однако при всем разнобое отчетливо ощущается топографическое единство в той части, на которой изображены центральные районы Московии.

Исследователи прошлых лет по-чему-то не обращали особого внимания на контуры внешней государственной границы Московии и очертания ее внутренних областей, нанесенных на карту Джен-кинсоном. И напрасно. Именно они послужили ключом к главной тайне старинной английской карты. Долгие века скрывала она в себе общий вид, содержание и даже... точную дату неизвестного историкам первого общегосударственного чертежа молодой Российской державы. Исследуя карту Дженкинсона, академик Борис Александрович Рыбаков обратил внимание на такой факт. Оказывается, нанесенные на нее границы Московии не соответствуют реальным рубежам России, сложившимся ос середине XVI века — времени первого визита в Москву посланника английской королевы. Государственная граница Московского царства накануне опричнины известна во всех подробностях...

И она совершенно не совпадает с тем, что изображено на карте 1562 года. Очертания дженкинсо-новской Московии на первый взгляд производят впечатление полного сумбура и внеисторично-сти. При взгляде на карту Дженкинсона невольно бросается в глаза* что многие земли, вошедшие в состав Русского государства задолго до приезда капитана в Москву, показаны вне границы Московии. Это прежде всего Смоленск, Пермь, Стародуб, Югра. Например, Смоленск был включен в состав Московии в июле 1514 года. И Дженкинсон не мог не знать о крупных изменениях, происшедших на западном рубеже Московии еще при отце Ивана Грозного. И он знал о них. Это подтверждается дополнительной надписью, сопровождающей название города, — «эта часть Литвы подвластна императору России». Какие причины могли заставить опытного политика и географа поместить важный торговый город России на территории Литвы? Может быть, дипломатические соображения? Это предполо

жение отпадает. После 1514 года польский король официально признал, что Смоленск принадлежит Москве. Ответ на поставленный вопрос возможен один — в руках Дженкинсона оказалась очень старая карта, созданная до 1514 года. Не исключено, что английский капитан использовал ее потому, что она была значительно подробнее, чем все последующие, составленные русскими и европейскими географами в первой половине XVI века.

В пользу древности чертежа, послужившего первоосновой карты 1562 года, свидетельствуют контуры «литванской» границы. Они уводят к началу XVI века, к войнам ИвангР^Й!**^^ расширение западных рубежей. Но продолжим вслед за академиком Б. А. Рыбаковым анализ дальше.

Юго-западная граница Московии обозначена истоками Оки и городом... Вязьмой. На юге показан только Стародуб. Он размещен в глубине литовской территории далеко от московской границы. Между тем уже по перемирию 1503 года между Ягел-лоном и Иваном III граница московских владений отодвинулась далеко на юго-запад. Не только Стародуб, но и Новгород-Север-ский, Рыльск, Путивль, Чернигов, Гомель, Брянск, Мценск и ряд других городов отошли к Москве. В начале века московская граница проходила в одном дне пути от Киева, а Дженкинсон показал ее в 500 верстах от московского рубежа! Но еще глубже отодвигает дату неведомого «русского чертежа» нанесение на карту малозначительного во времена Дженкинсона городка Вязьмы. При отсутствии на его карте более важных «столиц» удельных княжеств, переходивших в конце XV века то к Литве, то к Москве, это может показаться странным. Но только на первый взгляд. Выделение Вязьмы ведет нас к очень важному событию — «мирному докончанию» 1494 года — дате раздела влияния между Москвой и Литвой в конце XV века. Вязьма была присоединена к Московии -в 1493 году. На следующий год в Москве состоялись мирные переговоры между литовскими послами и московским правительством. Вязьма стояла первой в списке спорных городов. Литовские послы грозили срывом переговоров, если русские не вернут Вязьму. Небольшой городок приобрел в это время значение важного стратегического пункта. Переговоры закончились заключением мира на московских условиях: «И взя с Великим князем

Иваном Васильевичем мир и до-кончальные грамоты исписаша и городов отступишася великому князю: Вязьмы и Серпееска и Мезечска и Воротынска и Одоева и иных по Угру реку». Эту ситуацию и отражает карта Дженкинсона: Смоленск, на который не очень настойчиво претендовал Иван III, остался за Литвой, а Вязьма отошла к Москве. Оди^ нокость Вязьмы в западной части Московии как бы подчеркивает ту роль, которая неожиданно выпала городку при выработке «мирного докончания» в 1494 году.

.Итак, дата первоисточника карты Дженкинсона ушла в конец XV века. А окончательно уточнить дату использованного Джен-кинсоном русского чертежа Московии помогла еще одна интересная деталь. На карте 1562 года искони русская крепость Иван-город, построенная в 1492 году на берегу Наровы как оплот против рыцарского ордена, показана... на шведской территории. За всю историю своего существования, вплоть до приезда в Москву английского дипломата, Ивангород только однажды <^ыл занят шведами. Это произошло во время русско-шведской войны 1495— 1497 годов. Ивангород полностью принадлежал шведам на протяжении всего 1497 года. В первой половине 1498 года он уже был возвращен России.

Итак, точная дата составления протооригинала карты Дженкин-i сона—1497 год! Сыгравший столь важную роль в датировке самого первого чертежа Московской державы эпизод русско-шведского военного конфликта получил отражение и на одной из шведских карт того времени: на ней над Ивангородом развевается шведское знамя с тремя коронами, а рядом изображен русский гонец, спешащий с печальным известием в Москву.

Как же выглядело самое Первое в истории молодого Русского государства графическое изображение его территории? Почему появилось оно именно в 1497 году? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к истории. Конец XV века. Эпоха Ивана III. Заканчивается процесс консолидации русских земель. Молодая Русская держава ведет борьбу за свои западные границы. Русский чертеж Московии 1497 года по своим контурам, вероятнее всего, был идентичен центральной части английской карты. Заметим, что к Московии конца XV века еще не были присоединены юридически Рязань, Псков и Казань, показан

64

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Старинные английские журналы по рук

Близкие к этой страницы