Вокруг света 1977-04, страница 70

Вокруг света 1977-04, страница 70

I

таки третьего мы отпустили. Пролежав на суше часов десять, он, попав в воду, сразу зашевелился и ушел в глубину. До чего живучая рыба!..

На следующий день нам пришлось разделиться. Впереди слишком много проток, в которых нужно замерить расход воды. По одним протокам отправились Герман и Нургильды, по другим — Мухарьямов и я.

Данные о поведении дельты в ближайшее время нужны многим специалистам. Животноводы хотят знать, какое количество воды получат пастбища; рыбоводы озабочены, сохранятся ли исконные нерестилища знаменитого балхашского сазана, леща и другой ценной рыбы. Земледельцев интересует, сколько воды можно забрать на рисовые поля; звероводов беспокоит, не начнут ли пересыхать озера, населенные ондатрой... Поступление воды в дельту сейчас регулируется сбросами — «попусками» из Капча-гайского водохранилища. Однако

интересы ведомств здесь расходятся: вода нужна всем, но в разные сроки. Вода для обводнения пастбищ требуется, например, ранней весной, когда дельта и Балхаш еще подо льдом. Она взламывает лед, затопляет норы и хатки Ондатры, которые потом, после окончания попуска, замерзают. «Провоцируется», таким образом, и преждевременный ход рыбы на нерест. А когда вода нужна для нереста, ее требуют на свои поля рисоводы. Наконец, путаницу в жизнь дельты вносят суточные энергетические попуски, которые производятся в часы с наибольшим потреблением электроэнергии. Дельтой занялось республиканское министерство водного хозяйства. Та работа, которую делаем мы сейчас, является частью начавшихся гидрологических изысканий. Они лягут в основу проектирования водораспределительных гидросооружений в нижнем бьефе Капчагайской ГЭС. Тогда водой можно будет распорядиться самым рациональным образом. Есть и еще одна сторо

на этой проблемы: необходимо сохранить дельту как уникальный уголок природы с его дикими обитателями, не дать ему превратиться в пустыню.

Вечером в условленном месте мы поставили палатку и стали поджидать Германа и Нургильды. Прошло не так уж много времени, да и ужин еще не сварился, а Мухарьямов стал беспокоиться.

Он завел двигатель, сбросил с лодки лишние вещи и умчался вверх по течению. (Над тростниками уже светился багровый закат.

Вернулись они за полночь. У Мухарьямова на лице было написано удовлетворение — не зря беспокоился. А мокрый, продрогший Герман и расстроенный чем-то Нургильды рассказали мне, что с ними произошло.

— Брали расход на основном русле, да, видно, Нургильды плохо закрепил лодку. Спохватились — моторки нет.

Нургильды бросился бегом вниз по течению, проламываясь через

68