Вокруг света 1977-10, страница 65

Вокруг света 1977-10, страница 65

Старший брат претендовал на часть его земель и затевал против него судебное дело. Неожиданная смерть ответчика облегчила бы многое...

Манданна не ожидал такого поворота и молча смотрел на братьев.

— Хочешь отказаться? — не вытерпел старший.

Манданне не хотелось убивать человека, которого он вообще не знал. И он не понимал, почему акт мести поручается ему.

— А кому же еще? — удивились братья. — У нас семьи, дети. Мало ли что может случиться. К to о них позаботится? А ты человек свободный, бескорыстный. Ты рыцарь нашего дома, его гордость.

И боевой конь снова забил копытом у порога дома предков.

Манданна не стал прятаться в лесу, подстерегая жертву, как это делали другие, пытаясь свести счеты с давними врагами. Он взял ружье и отправился к Чиннаппе. Так поступали настоящие мужчины и благородные воины Курга — они встречали врага Лйцой к лицу.

Чиннаппа стоял во дворе в окружении своры собак. Надви-Грфёя охотничий сезон, и Чиннаппа Делал смотр своему «войску».

— Эй, Чиниаппа! — крикнул Манданна. — Я пришел тебя убить.

Грузный, одетый в охотничьи бриджи Чиннаппа повернулся на голос и уставился на Манданну.

— Чего? — переспросил он.

Манданна повторил.

— Тк что» больной? — закричал Чиннанпа, увидев в pygtax Манданны ружье. — Среди Цела дня? Да кто ты такой?

— Манданна, — и назвал имя своей о

Чинн# да расхохотался.

— А $то т I, неудачник! Долго ты над этим думал?

Но Манданна не ответил и вскинул ружье.

— Ату его! — скомандовал Чиннаппа собакам.

Те хрипящим клубком бросились под ноги Манданне. Манданна успел выстрелить, но только в воздух. Собаки свалили его с ног. Он отбивался от них, стараясь прикрыть лицо. Потом на него навалились слуги Чиннаппы. Искусанного и избитого, в изорванной купье, Манданну выбросили за ворота, а вслед швырнули ружье. Ружье попало в стоявшее рядом дерево, и его старинный приклад разлетелся в щепы. Остался только ствол с искореженным затвором. О том, что было потом, лучше не вспоминать. Манданну вы

зывали несколько раз в полицию и там допрашивали. Братьев тоже вызывали. Но они сказали, что не имеют отношения к идиотским поступкам Манданн|(. Братья были уважаемыми землевладельцами, им поверили. Манданну отпустили, но завели на него дело.

С тех пор прошло немало лет. Эти годы ничего не изменили ни в судьбе Манданны, ни в его характере. Братья разбогатели, обзавелись автомобилями, их дети учатся в лучших колледжах. Окка в цел^м, считается зажиточной. И только Манданна-неудачник кормится с маленького клочка «поля предков». Ко^чно, его приглашаю!4 на семейные торжества и праздники. Традицию jajjjgnaTb нельзя. Но традиция н!Г^Щшцает его от насмешек и неуважения. «Манданна-неудачник», — повторяют даже детиЛНо Манданна — живое олицетворение ушедшего Курга — гордо несет свою поседевшую голову в засфДОдеой ва-стхре над толпой план-,

таторов, адвокатов, о^ОДЙых пол-К вников. Последний ()Ц1£арь старого Курга...

ВОПРОС ОСТАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ

Би Кей Манданна — человек уходящего Курга. Мне были очень важны встречи с прошлым, столь стремительно уходящим. Я ездила по Кургу, ежедневно сталкивалась с его людьми, слушала их рассказы. Мне нужно было наблюдать их церемонии, познакомиться с религией, осмотреть их памятные камни и стелы с надписями. Вопрос: «Курги — кто он#1* — не давал мне покоя. Но должна сразу вас разочаровать: я не смогу ответить на этот вопрос. Многие до меня старались это сделать, но у них тоже ничего не получалось.

Первое знакомство с кургами, даже поверхностное, приводит к мысли о том, что они резко отличаются от дравидийского населения Южной Индии. Отличаются внешне, отличаются обычаями, отличаются характером. И все это делает их своеобразной и уникальной группой на дравидийском юге. У многих дравидийских крупных народов — таких, &ак тамилы и телугу, малаяли и каннара, — существует значительная примесь австралоидной крови, крови древнейшего населения Индии. Эта кровь внесла определенные черты и в облик индийских дравидов. Толстые губы, широкие носы, вьющиеся волосы, темная кожа — довольно частое явление среди индийских южан. У кургов такой

примеси почти нет. Они продолжают сохранять чистоту своего древнего антропологического типа. А тип этот европеоидный. Светлоглазого курга от современного европейца отличает иногда только легкая смугловатость кожи. Курги — брахицефалы, то есть они короткоголовы. Это их в какой-то мере отличает от длинноголового средиземноморского потока, который прослеживается среди населения Южной Индии с древнейших времен.

Одежда, военные традиции кургов выделяют их среди земледельческих народов Южной Индии. Ряд их -церемоний не имеет аналогий у остального южноиндийррю-го населения. Это наводив на мысль о том, что курги не являются аборигенами здешних мест. Они пришлые. Естественно, что в связи с этим утверждением сразу возникают вопросы: откуда они пришли и когда? Научно и определенно на этот вопрос можно ответить, только исследуя большую и пока не решенную проблему происхождения дравидов вообще. Ибо курги, несмотря на свои отличия, являются неотъемлемой частью дравидийского населения, вернее народов, говорящих на дравидийских языках. ||х отличия от остальных, ко-торьШ, возможно, возникли в результате долгой изоляции Курга, лишний раз подчеркивают сложность процесса формирования дра-видоязычного населения, прихотливость путей передвижения народов в Древней Индии.

Кург, как и вся Южная Индия, — дравидоязычен. Язык кода-гу, на котором говорят курги, тоже относится к семье дравидийских языков. В основном этот язык, который связывает кургов с остальными дравидами, и дает нам определенную возможность рассматривать вопрос их происхождения, очевидно, неотделимый от общих исторических проблем драви-доязычного населения. Правда, в их языке есть свой специфический словарный запас, который отличает его от других наречий. Но он еще не изучен, и его характер остается для нас неясным.

Малоизученность конкретной проблемы происхождения кургов, крайняя бедность источников заставляют меня сделать первый робкий шаг: изложить и рассказать только то, что я увидела в стране кургов. Ибо только конкретное первоначальное изучение отдельной проблемы дает нам возможность в будущем правильно связать частное с общим. В будущем и будет проведена такая работа. А сейчас время для нее не пришло...

63