Вокруг света 1977-11, страница 9

Вокруг света 1977-11, страница 9

дем поднимать тело опоры. Если опоры выведем, считайте, что мост выстроен. А вообще-то к следующему году мы должны все опоры поднять минимум на семь метров от земли...

Почему? Если вы добирались к нам водным путем, то, наверное, видели, что подпор воды Зейского моря заканчивается где-то у поселка Хвойный. А дальше начинается река, уровень которой в верховьях зависит от дождей Кстати, суда с большими осадками в малую воду не рискуют подниматься дальше Хвойного. Сейчас, кажется, начинаются дожди... Но нас поджимает не это. Вскоре, когда плотина Зейской ГЭС достигнет проектной высоты, 115 метров, - а вы, наверное, знаете, что гидростроители вот-вот пустят четвертый агрегат,— вода тогда начнет подпирать и верхние зоны затопления. Естественно, если мы к этому времени не успеем поднять опоры, то должны будем работать на плаву, а это удорожит строительство моста на несколько миллионов рублей...»

Наконец вымывание скважины прекратилось, стали готовить водолаза к погружению. Михаил Михайлович поднял с земли два обломка породы.

Вот посмотрите, — показал он серый осколок, — сразу же после мерзлоты идет фельзит или гранодиорит — очень крепкие породы. При бурении эти монолиты ломаются сначала на осколки, а потом уже перемалываются шарошками. На Амуре бурение было более стабильным, скала оказалась менее прочная — из глинистого сланца...

Несмотря на дождь, водолаза одевают прямо под открытым небом. Водолазов три, и все они из Владивостока, с аварийно-спасательной службы флота. Сегодня в погружение идет Виктор Виноградов, высокий, атлетического сложения блондин, одевают его Анатолий Шевцов, коренастый крепыш. и старшина водолазов Василий Нечипоренко. Рядом с монтажниками и бурильщиками водолазы выглядят свежими: чисто выбритые, с ровным загаром, аккуратно причесанные. Вдвоем натянули на Виктора зеленый водолазный костюм, надели тяжелые бутсы с бронзовыми задниками и носами, со свинцовой подошвой, подвесили на грудь и спину грузики, всего заковали, затянули, надели шлем со шлангом и кабелем для связи, закрутили болты шлема. Осталось только привинтить иллюминатор. Нечипоренко

проверяет краники подачи воздуха и просит подвести водолазную беседку. Странно, одевание водолаза всегда приковывает внимание людей, сколько бы раз они ни наблюдали этот процесс. Вот и сейчас люди смотрят на все происходящее как на зрелише. Вдруг я заметил, что внимание ребят кто-то сзади отвлекает, и тут, обернувшись, увидел светленькую девушку, взобравшуюся на капот машины и смущенно поглядывающую в сторону Виктора.

Наконец кран подвел беседку, которую двое подхватили и подвели к водолазу. Виктор сел, и в это время у шлема в костюме зашипел воздух — старшина открыл краник баллона. После этого он велел завинчивать иллюминатор. Виктор улыбнулся, но уже за стеклом, и в это время мы услышали старшину:

— Поехали...

За беседкой потянулся на высоту зеленовато-синий шланг подачи воздуха. Старшина Нечипоренко, в наушниках и со станцией связи на груди, стал подниматься на площадку, откуда уже многие смотрели на мутный круг воды, куда погружался Виктор. Вода закипела в лунке. Беседку тут же подняли обратно.

— Осмотр скважины в темноте, на ощупь, — услышал я рядом голос Василия Нечипоренко, — другое дело в море...

Как только водолаз скрылся в скважине, стали опускать в вод> металлическую продырявленную, как сито, бочку.

— А это еще зачем? — спросил я у старшины, но он, в наушниках, меня не слышал.

— Майна бочку... Хоп. Застопорили.

Старшина закурил и молча смотрит в одну точку. Лицо его стало суше, сосредоточеннее.

— Направить шланг... Хоп. — Это он говорит второму водолазу Шевцову, который страхует Виктора.

Все нагнулись и смотрят в лунку, как будто что-то видно. Наверное, это у людей естественное движение души — податься всем. телрм>туда, где находитсяг* человек. ЛйЕца молчаливые, прекратились шутки и реплики. ^Только изредка слышны команды старшины:

-- Трави шланг... Теперь трави бочку.

Заработала рывками электролебедка.

Молчат дизели. Тихо. Слышен шелест ветра в верхушках тонень

ких лиственниц по сторонам. Дождь ненадолго прекратился, но небо серое, низкое Иногда доносится шипение воздуха.

Вира бочку! Что такое? Потрави шланг. — И снова водола зу: — Может; бочкой задел? Ты чувствуешь, что он дергает? —

Над обрывом у берез сидели двое.