Вокруг света 1978-01, страница 61

Вокруг света 1978-01, страница 61

ЗНАКОМЫЙ И ТАИНСТВЕННЫЙ

—I—V куры, казалось, были прострелены из пу-I I лемета: в том месте, где у животного

-—■ спина, шла цепочка отверстий. Неужели

кто-то обстреливал столь большое оленье стадо с воздуха?

— Оленей атаковал овод, — профессор ВНИИ ветеринарной санитарии А. А. Непоклонов показывал мне коллекцию порченных этим насекомым шкур. — Кстати, приходилось встречать?

— Разумеется, — ответил я, не чувствуя подвоха. — Такая большая коровья муха. Она жалит и пьет кровь.

— Вы путаете овода со слепнем, — мягко поправил профессор.

Но я решил опереться на литературу. Привел строку из Тынянова: «Дорога есть дорога... Оводы непрестанно жалят лошадей, а те ни с места». Непоклонов рассмеялся:

— Да, плохая у оводов слава... А между тем

нет у него ни челюстей, ни жала, ни даже... ротового отверстия.

— Постойте, но как же он прогрызает шкуры?

— Это делают его личинки, которые заводятся под кожей животных. Хотя сама кладка, которую осуществляет насекомое, — операция совершенно безболезненная, все равно олени или коровы боятся овода панически. Знаете, что такое зык? Научный термин, который обозначает то состояние бычка или коровы, когда они, лишь заслышав овода, бросаются вскачь, галопом!

— Спасаются от некусающей мухи?

— Вот вам и первая загадка. Овод вообще из числа редких и таинственных насекомых. Увидеть его непросто, потому что хотя и живет он год, а лёта всего несколько дней. Вдобавок оводов сравнительно немного. А вред они приносят огромный! Еще недавно овод «съедал» на Севере каждого третьего оленя — столько пропадало из-за него оленьих шкур и мяса. А всего наша страна платила оводу большой оброк: десятую часть всей кожи, сотни тысяч тонн молока и мяса — убытки громадные.

59