Вокруг света 1978-02, страница 44

Вокруг света 1978-02, страница 44

К ЮО-летию освобождения Болгарии от османского ига

протоков и рукавов. Фарватер здесь один, и всякий корабль, следующий по Дунаю, был доступен огню с румынского берега. Вторым, не менее важным обстоятельством явилось то, что вся турецкая флотилия располагалась по Дунаю выше Браило-ва. Тем самым она сразу была отрезана от баз снабжения, лишена связи со своим Черноморским флотом и потеряла возможность ведения всяких операций в устье Дуная.

Кроме того, на участке Га-лац — Браилов вблизи берега Дуная проходила единственная железная дорога, по которой шли основные перевозки русских войск и грузов в район сосредоточения. И она была уже вне досягаемости мощных орудий мониторов врага, не рисковавших теперь появиться здесь.

Так без выстрелов с обеих сторон прошло восемь дней, наступила ночь на девятый. На рассвете молочно-белый туман над Дунаем начал подниматься. Из пелены появилось огромное темное пятно, заметно увеличивающееся в размерах.

В медленно рассеивающемся тумане стали видны два турецких монитора — один стоял на фарватере против Браилова, другой ниже по течению. Разыгралась первая в кампании артиллерийская дуэль. В результате поле боя осталось за русскими

артиллеристами. Ближайший вражеский броненосец со сбитой трубой и поврежденным рулем потерял ход и был отбуксирован своим напарником в глубь Мачинского рукава для ремонта, а также похорон капитана и двух турецких моряков.

11 мая 1877 года русские артиллеристы удачным залпом из шестидюймового осадного орудия батареи поручика Самойло и мортиры такого же калибра поручика Романова с не полностью еще оборудованной позиции отправили на дно Дуная новейший, самый мощный бронированный монитор врага «Лютфи-Джелиль». В результате прямого попадания в пороховую камеру монитор буквально в считанные мгновения оказался под водой — над поверхностью торчала лишь мачта с адмиральским флагом.

Флаг был снят русскими моряками на шлюпке во главе с полковником Струковым и отправлен на вечное хранение в Морской корпус (ныне Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе в Ленинграде). Они же спасли единственного уцелевшего матроса, выброшенного на берег взрывом.

Блестящая победа артиллеристов вдохновила моряков на новые подвиги. Морские офицеры во главе с лейтенантом Балтийского экипажа Александром

Петровичем Шестаковым решили втайне от своего командования, на свой страх и риск подорвать вражеский броненосец шестовыми минами по примеру лейтенанта С. О. Макарова.

В ненастную, дождливую, темную ночь на 26 мая Шестаков во главе отряда из четырех катеров отправился на поиски вражеских мониторов. В кромешной тьме отряд обнаружил вражескую флотилию и атаковал стоявший в середине самый большой броненосец. Взрыв мины с главного катера был неудачным и преждевременно всполошил турок, открывших ураганную стрельбу из ружей и пушек. Но, несмотря на огонь, Шестаков на катере «Ксения» быстро и точно подвел мину под левый борт монитора. Раздался громоподобный взрыв. Так был потоплен второй самый мощный броненосец турок «Хив-зи-Рахман».

Это была первая победа слабых катеров над мощными броненосцами врага. Вместе с тем это был первый опыт торпедирования броненосцев в боевой истории не только российского, но и мирового военного флота, вызвавший к жизни новый вид грозного оружия морского боя — торпедные катера. Все доблестные моряки получили за свой геройский подвиг боевые награды.

Ленинград

Сведение или замена тропического леса искусственно созданной средой может привести к непоправимым последствиям. Это утверждение иллюстрируется такими фактами. Все леса содержат около 800 миллиардов тонн углерода. В начале текущего десятилетия тропические леса занимали несколько более 20 миллионов квадратных километров. При нынешних темпах их сведения, достигающих 0,3 миллиона квадратных километров в год, влажный тропический лес почти полностью исчезнет к концу нашего века. При этом будет сожжено, или сгниет, по меньшей мере 300 миллиардов тонн биомассы.

На это будет израсходовано не менее 400 миллиардов тонн атмосферного кислорода, то есть около 0,3 процента всего кислорода атмосферы. Кроме того, в атмо-сферу поступит около 550 миллиардов тонн углекислого газа, что увеличит в ней содержание двуокиси углерода на 10— 15 процентов.

Климатологические последствия такого явления пока предсказать трудно, но, несомненно, некоторые изменения в глобальном масштабе станут тогда неизбежными. Поверхность Земли из-за увеличения ее отражающей способности должна охладиться на 0,2 градуса. Осадки сократятся на одну сотую. Хотя

эти цифры и невелики, изменения могут сыграть роль «спускового крючка» и вызвать куда большие климатические последствия.

Не отвергая в принципе необходимость вовлечения той или иной части тропических лесов в хозяйственный оборот, участники исследований подчеркивают недостаточность наших нынешних знаний для принятия масштабных решений и оценки их последствий.

НОВОСТИ ЭКОЛОГИИ

41