Вокруг света 1978-02, страница 82

Вокруг света 1978-02, страница 82

ОДНА, НО ПЛАМЕННАЯ СТРАСТЬ

В молодости Антонин Чадек был представителем тогда массовой профессии — извозчиком. По брусчатке пражских мостовых лихо цокали копыта лошадей, катили пролетки и телеги. Со временем такси и трамваи вытеснили гужевой транспорт, и большинство извозчиков переквалифицировалось. А Антонин Чадек остался — очень уж он любил лошадей — и превратился в представителя редкой, экзотической профессии. Катал он по Праге туристов и новобрачных.

А когда вышел на пенсию, занялся резьбой по дереву. Из липы вырезает он для Пражского технического музея лошадей — всю жизнь как-никак провел с этими благородными животными!

И не просто лошадей, а запряженных во все виды колясок, экипажей, фур и телег, которые в дни его молодости заполняли пражские улицы.

Рисунки Е. МОНИНА и В. ЧИЖИКОВА

Когда холостяку за тридцать, найти спутницу жизни не так-то просто, несмотря на обилие в наши дни брачных контор и использование ЭВМ в матримониальном сервисе. Поэтому в Бремене до сих пор жив старинный обычай: желающий вступить в брак берет обычную половую щетку и отправляется подметать ступени ратуши, построенной в 1405 году. Ну а холостяки постарше наводят чистоту у входа в собор, воздвигнутый в XI веке. Преимущество такого метода «сватовства», по мнению бременцев, состоит в том, что невесты могут не только оценить внешность потенциального супруга, но и судить о его характере по тому, с каким старанием он орудует щеткой.

НОС ПО ВЕТРУ

МЕТИ ЧИЩЕ

Каких только профессий не выдумает наш изобретательный век! Например, такую: «вынюхиватель». Обязанность подобного профессионала проста — совать свой нос везде и всюду и на основании распознанных запахов судить о степени загрязнения воздуха промышленными предприятиями.

Новую должность ввело в аппарате своих чиновников японское правительство. Появление ее было вызвано многочисленными жалобами населения на, мягко говоря, невысокое качество воздуха вокруг целого ряда заводов и фабрик.

ЯПОНСКИИ МАССАЖ

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

„Вокруг света", 1898 г.

ДРЕВНОСТИ КАНАРСКИХ ОСТРОВОВ

Л ридя в соприкосновение с испанской цивилизацией, прежние обитатели Канарских островов исчезли бесследно, и теперь мы можем несколько судить о них только по тем мумиям, которые они имели обыкновение зарывать в пещерах и на склонах холмов. Первобытные жители Канарских островов известны под именем Гуанашей \ и до нас дошли кое-какие обычаи, бывшие в ходу у этих малоизвестных племен. Они, между прочим, имели обыкновение устраивать женские монастыри по соседству с кладбищами; один из таких монастырей

1 Современное написание — г у а н ч и. (Примеч. ред.)

и найден на Большом Канарском острове. Этот монастырь находится в округе Гуфа, на склонах каменистой горы. Потребовалось, должно быть, немало труда, чтобы вырубить в скалах эти монашеские кельи и сообщения между ними; есть также и совершенно уединенные келейки. Окон и дверей не полагалось, но монастырь был обнесен стеною, которая теперь уже не существует. Это монашеское общежитие было довольно многочисленным, если судить по числу келий, которых наберется до 500. В них жили женщины, носившие название Гари-магвадас. Они давали обет целомудрия и проводили свое время в жертвоприношениях, состоявших из молока и масла. Эта женская обитель пользовалась некоторыми привилегиями, и преступник, например, не мог быть схвачен, если он искал убежища за монастырской оградой. Во время засухи главный жрец старался умилостивить разгневанных богов и устраивал торжественное шествие в монастыре. В шествии принимали участие король и все его сановники, несшие в руках пальмовые ветки. Завидев кортеж, монахини выходили ему навстречу с сосудами, содержавшими в себе молоко, после чего все богомольцы отправлялись на вершину горы, где масло и молоко выливались на землю в виде жертвоприношения. При этом пелись песни и исполнялись религиозные танцы. По окончании этих обрядов кортеж спускался с горы и направлялся к морю, которое подвергалось жестокому сечению пальмовыми ветками. Люди, настрадавшиеся от засухи, облегчали свою душу страшными проклятиями по адресу моря, и это средство считалось действительным от засухи, ибо дождь если и не сейчас, то через месяц или два, но все ж таки шел.

Если вы пройдетесь по улицам какого-нибудь японского города, то будете поражены громадным количеством странных субъектов, которые бродят там взад и вперед с бритой головой и наигрывая на дудке, издающей заунывные звуки. Это специалисты по массажу, к которому в Японии прибегают не только больные, но и здоровые. Для японца массаж является необходимостью. Корпорация японских массажистов очень многочисленна, пользуется большим влиянием, и императоры признают за нею значительные привилегии; среди массажистов много слепых. Массаж разгоняет кровь, когда она приобретает склонность застаиваться, вызывая этим подагру, ревматизм и ожирение. И действительно, несмотря на влажный климат, ревматизм в Японии почти неизвестен. Особенно интересен маленький, но остроумный прибор, служащий для массажа головы, к которому прибегают японцы, страдающие мигренью. Этот прибор состоит из маленького деревянного шарика, который вкладывается в другой, побольше, и в нем свободно катается; такой массаж называется «поверхностным».