Вокруг света 1978-11, страница 69

Вокруг света 1978-11, страница 69

T^v

a »-г, г Щ S/J

Щ

— Усадку?

— Именно. Ведь глина после обжига, что сарафан после первой стирки — на пятнадцать процентов съежиться может. Мы же усадку, считай, вполовину уменьшаем. Поэтому когда копию изразца делать надо, то сначала двойника лепим, только на семь процентов крупнее, потом делаем с него гипсовый слепок, а с того уже глиняный оттиск. Тут у нас распределение труда — одному со всем не управиться.

Пришло время познакомиться с помощниками Алексея Алексеевича — Марией Васильевной Страховой и Александром Константиновичем Монаховым.

Мария Васильевна берет квадратную гипсовую форму и начинает наполнять ее мягкой, вязкой после «мясорубки» глиной. Большим пальцем правой руки тщательно вминает ее во все неровности, чтобы не было пустот. Дощечкой снимает лишнее. Потом накрывает форму листом фанеры, переворачивает ее и, постукивая по донышку, осторожно освобождает слепок. Ком бурой глины превратился в рельефного могучего единорога. Мария Васильевна кладет его на полку.

— Теперь ему нужно сохнуть недели две, пока окончательно не затвердеет, как вот этот, — она берет с полки точно такую же заготовку, но заметно посветлевшую.

Теперь за дело принимается Монахов. Перед ним на столе расставлены баночки с красками, лежит высохший единорог, а рядом оригинал XVII века из Новгорода. Он очень красив, но что-то в его облике меня смущает: грозная боевая поза диковинного зверя и... добродушная, почти ласковая морда.

5*

Изразцы XVIЛ века ±

Керамическое узорочье Палат царевича Дмитрия в Угличе.