Вокруг света 1978-11, страница 70

Вокруг света 1978-11, страница 70

— Мне эта загадка тоже долго покоя не давала, — говорит Егоров. — И это не только на изразце, то же самое на пряничных досках, лубочных рисунках. Львы, орлы, единороги не злые вовсе, как их иноземные сородичи, а с лукавинкой во взоре.

Мягкие движения кистью, и изразец начинает расцветать, правда, краски кажутся вялыми, размытыми. На оригинале они гораздо сочнее.

— Это придет с обжигом, — поясняет Монахов. — Но сначала полива должна как следует высохнуть.

Егоров ведет меня в святая святых мастерской — лабораторию, где составляется полива. На столах и полках сотни склянок, ящичков, коробок с разноцветными порошками, разведенными красками.

— Вот здесь все мои секреты, — смеется мастер, — а знаешь, в чем состоит главный? В том, что состав поливы я ищу не так, как искал художник XVII века, а от обратного, что ли. Ведь он тогда чистых веществ не имел, а добывал их из окрестных природных материалов, обрабатывая которые стремился к чистоте компонентов, но до конца ее не достигал. В этом и есть вся прелесть изразца. В этом-то весь и фокус, ведь сумей тогда керамист получить чисто-белую эмаль, у него бы кафельная плитка для ванной вышла. А ты глянь на единорога — вроде бы белый и не белый, с рероватой патиной... а вон и красно-бурые прожилки!

У меня же почти все вещества химически чистые, и моя задача... загрязнить их! Чтобы точь-в-точь вышло. Вот я в белую эмаль, дабы сероватый оттенок получить, и добавляю сотую процента хромистого железняка. А теперь отличи старый изразец от новодела. Не можешь? Я не так давно в Москве был, зашел на улицу Разина, где мои первые печки в музее стоят, смотрел, трогал изразцы, да так и не нашел, какие мои, а которые от боярина остались.

— Выходит, нет больше для вас секретов в изразцовом деле?

— Что же это за дело, если в нем секретов не осталось? — Мастер разводит руками. — Если изразец мне открылся, я уже и интерес к нему теряю. Новое ищу: ведь каждый изразец — это свое решение. И сколько уж этих решений было... Удалось вернуть к жизни изразцовый декор Верхне-Спасского собора и

церкви Двенадцати апостолов в Московском Кремле, старинных зданий Ярославля, Смоленска, Волоколамска, Костромы, Вологды, Астрахани, Новгорода. Но я ведь не только реставратор, ещз и художник. В 1967 году моими изразцами оформили интерьер ярославского i ресторана «Медведь». Лежит заказ из Сочи — Просят сделать камины, обязательно в русском стиле, рисунок на наше усмотрение. Очень заманчивое предложение, но скоро выполнить заказ, вряд ли удастся — ведь производительность при творческой работе невысокая, а оплата труда у нас, керамистов, в прямой зависимости от... веса израсходованной глины. Поэтому стараемся выполнять план за счет сувенирных изразцовых плиток — с гербом города, например. А времени это отнимает немало. Вообще же мы, керамисты, свое слово в возрождении русского изразца сказали, теперь дело за архитекторами.

Ну, пришла пора, — мастер смотрит на часы. — Как там львы и единороги наши в печке прогрелись: я их вчера с вечера на обжиг положил.

И вот наступает последний, самый важный момент, венец стольких усилий. Алексей Алексеевич встает на табурет, надевает толстые рукавицы и скрывается наполовину в проеме огромной, величиной с комнату, печи. Ее жаркое дыхание врывается в мастерскую.

Руки мастера плавно и бережно несут массивный изразец. По сочному изумруду травы могучим галопом несется единорог. Он абсолютно неотличим от оригинала — своего трехсотлетнего керамического предка. Та же внутренняя мощь, та же динамика, даже чуть заметные на-> теки поливы переданы идеально точно во всех оттенках. Не могу оторваться от гипнотизирующей прелести зверя. Я уже вижу их, собранных в единый фриз Вяжищского монастыря, сотни скачущих единорогов, грозно наклонивших свое оружие и мчащихся по бескрайним просторам русской равнины. Вот, кажется, разгадка... Разгадка не вяжущегося с воинственным обликом добродушия. Придя в наши сказания и поверья, в наше народное искусство, львы, грифоны, единороги и другие существа, столь жестокие и коварные в чужеземной геральдике, испили неспешных соков земли русской. И приняли в себя ее силу, доброту и улыбку. |

ЕВГЕНИЙ КОРШУНОВ

расная клеенчатая обложка записной книжки пахла клеем. Петр тщательно отогнул ее, чтобы не мешала заполнять первую страницу, и написал шариковым каранда-шом-биком на листке в бледную голубую клетку:

«Полковник Кеннон, командир соединения Кодо-6. Англичанин, возраст примерно тридцать лет. Не пьет, не курит, одержим антикоммунизмом. Взгляд полубезумный».

Петр перевернул страничку, подумал и перевернул еще одну. На следующей написал:

«Гуссенс, командир Кодо-5. Тоже полковник. Фламандец. Большой любитель пива. Циник и весельчак. На все наплевать, были бы деньги. При любом случае высмеивает «идейность» Кеннона».

Петр сидел в своем номере, том самом, где еще несколько часов назад раскладывал вещи, стараясь, чтобы вид их доказывал, что он еще вернется в эту комнату. Что же, так оно и произошло, он вернулся. И теперь начинал новую записную книжку, словно новую главу своей жизни.

Это был его долг, тот самый долг, которому подчинился Анд-жей Войтович, переступивший через свои чувства и все-таки севший в каноэ, чтобы уйти одному. А он, Петр, будет здесь, будет работать.

Днем, когда Жак доставил их с Анджеем в отель «Эксельсиор», Петр впервые так близко увидел наемников.

...В больших уютных креслах холла утопали мрачные длинноволосые типы в маскировочной форме, перепоясанные пулеметными лентами, увешанные сумками с гранатами. На маленьких «питейных» столиках, стоящих рядом с креслами, стаканы и бутылки соседствовали с автоматами и карабинами, набитые окурками пепельницы — с коробками патронов.

Наемники бесцельно слонялись по холлу, стояли кучками, громко разговаривали. Здоровенный бритоголовый детина обмахивался черной ковбойской шляпой, поставив ногу в высоком сапоге с серебряной шпорой на край бассейна. На бедре у него висел огромный кольт.

— Джентльмены и голодранцы, стек и пулемет, доллар и маниока, колледж и невежество, — с гневом пьяницы ревел он в лицо длинному прыщавому юнцу с глазами Иисуса Христа. — Только такие могут убивать и умирать,

68