Вокруг света 1979-01, страница 64

Вокруг света 1979-01, страница 64

ВУЛКАНИЧЕСКИЕ КУВШИНЫ

Как же много написано о гончарном деле! И все-таки вернемся еще раз к этой теме. Ибо речь пойдет не просто о гончарах, а о сан-маринских. В крохотной республике Сан-Марино всего две фабрики керамики — «фабрички», лучше сказать. Но продукция их известна по всему Апеннинскому полуострову. Делают, например, на фабрике кувшин. Поначалу процедура общеизвестная: гончарный круг, глина... сосуд с узким горлом, ручка... Казалось бы, можно и в печь. Нет. впереди самое главное. Мастера (а среди них часто бывают четырна-дцати-пятнадцатилетние) старательно обмазывают кувшин «лаванико ску-ро» — черным вулканическим пеплом. Вот только теперь и можно обжигать. Ничего, что сосуд кажется неряшливым, зато необычен на вид. Теперь в любом магазинчике, в любом уголке Италии покупатель повертит в руках кувшинчик и скажет: «Тот самый, сан-маринский — ни с чем не спутаешь...»

ЕЩЕ ОДНА НАСКА?

Гигантские рисунки в перуанской пустыне Наска известны многим. До сих пор не смолкают дебаты по поводу того,, зачем древним индейцам нужны были эти колоссальные иероглифы и как они добивались идеальной точности прямых линий, тянущихся иногда на километры, или изящной законченности изображений животных, которых, стоя на земле, не охватишь взглядом. Впрочем, речь сейчас не о загадке Наски, а о том, что такие рисунки вовсе не уникальны. Стилизованная фигура человека, запечатленная на нашей фотографии, вычерчена в пустыне близ города Блайт (Калифорния, США) — от Наски его отделяют тысяч семь километров. Здесь тоже пока не ясно, с какой целью местные индейцы тратили массу труда на такие изображения. А вот смысл кольцевых линий расшифровывается без труда: это следы колес современных автомобилей. И, кстати, рисунок может постичь печальная судьба (как это случилось уже с некоторыми фигурами в той же Наске): при нынешнем развитии автотуризма его просто «затопчут» шинами. С земли-то фигура не видна, только с высоты птичьего полета...

НЕ КАК ВСТАРЬ

Вооруженный мечом конкистадор-испанец нападает, инка в соломенной шляпе защищается, конкистадор разит, инка падает, сраженный... Так было на территории Перу четыре с половиной столетия назад. И так есть... сегодня. С той лишь разницей, что ныне победителем выходит инка: после долгой борьбы он стаскивает завоевателя с коня, я испанец тут же попадает в руки «разъяренных», скорых на расправу местных жителей. Так или примерно так разыгрывается ежегодное театральное представление на народном празднике в перуанском городке Кахакай. После славной победы «инков» над «испанцами» веселье достигает кульминации: в воздухе взрываются шутихи, по улицам проносятся всадники. И никого не смущает, что когда-то, в эпоху конкисты, все было не так. Главное — историческая справедливость восстановлена.

а

- /мч

КУРИЦА - ПТИЦА!

Кто сказал, что курица — не птица? Птица, и не только по определению, а еще и по тому, что летает. Да! Надо только пробудить в ней тягу к полету, а для этого лучшее средство — спортивный азарт.

Именно с целью доказать, что курица все-таки птица, в американском городе Рио-Гранде-Сити (штат Техас) ежегодно проводится международный конкурс на дальность полета кур. В прошлом году второе место заняла талантливая спортсменка «Леди Лак» из Великобритании. Ее результат — 36,2 метра. Но на первом месте оказался все же сильный пол. Японский петух «Кинг Флюк», выступавший в отличной спортивной форме, пролетел целых 90,7 метра. Согласитесь, что до «куриной стометровки» совсем недалеко!

ПРОЖОРЛИВЫЕ ДОМОСЕДЫ

Еще не так давно французские певчие дрозды перед наступлением зимы вели себя так: собирались в стаи и отправлялись в дальний путь — через Пиренеи, над долинами и горами Испании — в Марокко. Теперь же они решили с этим обременительным обычаем покончить и остаются на зиму во Франции. В чем причина? Ученые считают, что в изменении экологических условий. За последние годы европейский климат стал несколько мягче, а во Франции расширились посадки кукурузы. Кукуруза же для дроздов — такое лакомство, что уже один вид зрелых початков начисто отбивает у птиц охоту к перемене мест. Подсчитано, что в течение четырех месяцев, пока длится зима (а в это время, разумеется, кукурузы уже не найдешь), дроздам требуется минимум 20 тысяч тонн корма. Где же его взять? И птицы начинают разбойничать — тащить все, что плохо лежит. Французские ученые призывают фермеров не прибегать к крайним мерам, а сами лихорадочно ищут способ, как же спасти птиц, чем заманить их снова в теплые края?

тъ

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Печь курина в журнале сам

Близкие к этой страницы