Вокруг света 1979-09, страница 65

Вокруг света 1979-09, страница 65

СИРОТЫ ОКЕАНА

Уже несколько лет продолжается в мире кампания в защиту тюленей. Жертвами браконьеров становятся чаще всего новорожденные тюлени, которые появляются на свет на необитаемых островах и побережьях северных морей. Без разбору—и беззащитных детенышей, и самок — массами убивают охотники за ценным мехом. Множество молодых тюленей при этом остаются сиротами. Еще недавно эти детеныши были осуждены на смерть. Но в последнее время на побережье Атлантики возникли первые станции по уходу за тюленями-сиротами — зоологи нашли для них подходящую пищу: смесь овсяных хлопьев, измельченного филе рыб и сливок. Ее вливают тюленям в рот через воронку. Они перестают плакать от голода — маленькие тюлени плачут совсем как дети — и быстро растут. Беда, однако, в том, что, выпущенные на свободу, они еще не могут сами добывать себе пищу. Поэтому на станциях в бассейны, где живут детеныши, впускают живую сельдь. И лишь когда тюлени научатся ее ловить, они считаются вполне самостоятельными.

ТАЙНА-НА ВЕКА

Одно из наиболее известных лекарственных средств, экспортируемых из Тринидада и Тобаго, — это так называемая ангостурская ароматическая горечь. Вот уже более ста пятидесяти лет — с 1824 года — ее производит одна и та же семья.

Рецепт и технология приготовления горечи держатся в строгой тайне. В семье лишь четыре человека обладают секретом — причем каждый знает только чет-

Рисунки В. ЧИЖИКОВА

вертую часть его. Эти знатоки живут в разных местах, они никогда и никуда не ездят вместе ни поездом, ни теплоходом, ни самолетом, и им положено встречаться лишь в момент приготовления лекарства, когда для получения готовой продукции требуется объединить секретные знания.

Многие годы рецепт передавался в семье от поколения к поколению устно, и вот совсем недавно он был записан на бумаге. Документ тут же разорвали на две части и положили на хранение в сейфы двух различных банков. На всякий случай. Знаете ли, любопытных-то много, а рецепт — один.

ДИНГО НА СЛУЖБЕ

Считается, что австралийские собаки динго — первейшие враги домашнего скота. Фермеры неутомимо преследуют их, полагая, что будто бы динго наносят невосполнимый ущерб их отарам овец. Однако недавние исследования ученых опровергли это мнение. В желудках подстреленных динго остатки овец составляют всего четыре процента, питаются они главным образом дикими кроликами и другими мелкими животными. Австралийские биологи в последнее время всерьез занялись приручением и дрессировкой диких собак — и эти опыты дали отличные результаты. Обученные соответствующим образом, динго оказались великолепными сторожевыми собаками и ищейками.

ЛОКОМОТИВ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК...

Майерз, можно по праву назвать самым маленьким в мире. Он умещается в скорлупе грецкого ореха. Но дело не только в размерах. Это точная, до мельчайших деталей, копия обычных паровозов. Правда, вместо котла английский миниатюрист встроил в модель крохотный, работающий на микробатареях электромоторчик, который заставляет ее исправно бегать по миниатюрной колее шириной 6,5 миллиметра.

«ЛОШАДЬ» ВСЕГДА ВЫВЕЗЕТ

Давно уже известно, что в большинстве случаев народные приметы, связанные с сельскохозяйственными работами, — не досужая выдумка, а весьма точные, выверенные веками указания, что и когда надо делать. В русском фольклоре можно найти немало точных и полезных примет. Японские устные предания — тоже не исключение.

Например, в центральной части острова Хонсю есть гора, которая напоминает очертаниями старика, держащего бамбуковую корзину. Когда с ее вершины сходит снег, крестьяне передают от селения к селению: «Старик пошел сеять — и нам пора». Действительно, пора: если в это время не начать высаживать рассаду риса, двумя-тремя днями позже можно уже не беспокоиться: толку не будет.

В другой местности крестьяне, прежде чем заняться весенне-полевыми работами, ждут, когда на склоне горы из-под снега выступит черный силуэт лошади, образованный грудой камней. «О-о, — говорят они, — вот и лошадь в поле вышла, стало быть, нам тоже надо выходить». И выходят. И правильно делают. «Лошадь» не обманывает никогда.

ЛИСТАЯ СТАРШ СШЩЫ

„Вокруг света", 1901 год

ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ

Люди прошлого (XIX) столетия создали роскошные поезда-молнии, доступные только баловням судьбы. Будем надеяться, что в двадцатом столетии этой роскошью будет пользоваться и средняя публика, располагающая лишь скромными средствами. Эта надежда превращается почти в полную уверенность,. когда сравниваешь теперешние средства сообщения с медленным, чисто черепашьим передвижением наших предков XVIII столетия. В 1788 году переезд из Европы в Австралию длился семь с половиной месяцев! Теперь же достаточно 34 дней, чтобы из Марселя попасть в Сидней. Еще в начале XIX столетия переезд из Англии в Нью-Йорк длился 24 дня, а обратное путешествие тянулось 38 дней, ибо оно затруднялось противными ветрами и течениями. По правде сказать, это были лишь приблизительные сроки, так как тогдашние моряки не могли назначить не только часа, но даже и дня своего прибытия в тот или иной' порт.

Современные же трансатлантические пароходы совершают свои рейсы с большею правильностью, почти неподвластны противным ветрам и делают в час до 40 верст. При таких условиях переезд из Нью-Йорка в Плимут совершается теперь в 5 дней и 8 часов.

Кстати упомянуть здесь, что, по новейшим исследованиям профессора Адольфа Гацфельда, изобретателем омнибусов должен считаться не кто иной, как Блез Паскаль, знаменитый философ и математик.

Эта мысль пришла Паскалю в голову в 1661 году, то есть незадолго до его смерти. Ему удалось заинтересовать этим вопросом некоторых из своих друзей, в том числе и герцога Раанского, который и выхлопотал у короля патент на право содержать в Париже омнибусы. Но первые омнибусы и не были еще доступными для всех, и ездить в них не разрешалось «черной» публике. Это еще был век привилегий, и парижский Парламент, узаконивая патент, делает оговорку, в силу которой «солдаты, пажи, лакеи и другая ливрейная щшелуга, а также поденщики и чернорабочие не имеют права ездить в вышеназванных общественных экипажах».

Общественные экипажи возродились только в начале XIX столетия (1817 г.) и сделались тогда настоящими омнибусами, то есть городскими экипажами, доступными для всех. Дилижансы, облег

чавшие сношения между городами, появились еще раньше и первое время носили во Франции название «тюрготин», в честь знаменитого Тюрго. Но идеи Тюрго не понравились его современникам, и в тогдашних шансонетках проклинается «адская скорость», с какою «тюрготины» неслись между Парижем и Марселем. Судите сами: эти общественные экипажи делали в час около 7 верст, так что из Парижа в Марсель можно было попасть в 13 дней! Поистине головокружительная скорость, в особенности если сравнить ее с движением теперешних курьерских поездов, пролетающих то же расстояние в 12 часов с небольшим!

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Модели самолетов на электромоторчиках

Близкие к этой страницы