Вокруг света 1980-07, страница 22

Вокруг света 1980-07, страница 22

ляции, но и дифференциации содержания передач. А поскольку стало ясно, что создать единую мировую программу, которая бы удовлетворяла все страны, нельзя, единствен-ным выходом было увеличение числа каналов с тем, чтобы вещательные организации различных стран могли передавать собственные программы.

Но вот вопрос: сколько нужно каналов для освещения Олимпийских игр? Одни специалисты считали, что потребуется не менее 20—25, а то и 28. Другие полагали, что достаточно будет 9—10. Расхождение в оценках, как вы видите, весьма существенное. К сожалению, никакие эксперты не могут предусмотреть всех неожиданностей во время Олимпиады. Спортивные прогнозы зачастую не сбываются, и тогда национальные телевизионные организации начинают внезапно менять свои программы. Например, при предварительном согласовании та или иная организация настойчиво просит увеличить время показа соревнований по какому-то виду спорта, пользующемуся популярностью в стране. Но когда их спортсмены на Играх вдруг начинают получать «незапланированные» медали, сразу же раздаются просьбы о немедленном изменении программы. Проблемы возникают не только ежедневно, а ежечасно. Поэтому нужно заранее предусмотреть технические возможности для их решения.

С другой стороны, олимпийскую телевизионную радиосистему в Москве следовало спроектировать таким образом, чтобы после Олимпийских игр она могла быть полностью использована для развития внутреннего и международного вещания советского телевидения и радио.

Положение осложнялось и тем, что принимать решение нужно было в то время, когда Москву еще не избрали городом проведения Олимпиады, иначе мы бы просто не успели уложиться в сроки с проектными, строительными и монтажными работами.

В итоге было решено создать новую мощную систему, которая бы обеспечивала передачу 20 международных телевизионных и 100 радиовещательных программ. Хочу подчеркнуть, что таких широких возможностей для освещения спортивных состязаний не было ни на одной из предыдущих Олимпиад. Каждой стране или группе стран, которые приобрели право на телевизионную трансляцию (для передачи радиорепортажей этого не требуется), выделяется отдельная студия и аппаратная, куда будут поступать видеосигналы со всех 29 спортивных объектов Москвы, Таллина, Ленинграда, Киева и Минска. Таким образом, каждая национальная телевизионная

организация сможет формировать собственную программу и показывать соревнования по тем видам спорта, которые больше интересуют ее зрителей. Эти*, кстати, будет положен конец вечиым спорам о том, чему отдавать предпочтение в единой мировой программе.

Между прочим, вспоминается одна любопытная деталь. Когда в 1974 году перед выборами олимпийского города наш подготовительный Оргкомитет сообщил МОК, что Москва обеспечит все необходимые условия для международных передач телевидения и радио, за рубежом раздавалось немало скептических голосов. Многие не верили, что мы успеем создать эту уникальную олимпийскую систему в столь сжатые сроки. Но их опасения не оправдались: по своей технической оснащенности новый Олимпийский телецентр отвечает самым высоким требованиям.

— Но неужели для этого нужно было обязательно строить новый телецентр? Не проще было бы переоборудовать открытый в 1967 году Останкинский телецентр? Разве после этого он не справился бы с показом Олимпийских игр?

— К сожалению, нет. Дело в том, что Останкинский телецентр, и теперь остающийся одним из крупнейших в Европе, проектировался и оборудовался таким образом, чтобы в нем можно было создавать телевизионные программы. Но вот передавать он мог только одну международную телепрограмму. К тому же в Останкинском телецентре не было предусмотрено получение большого количества видеосигналов от разных источников, например многочисленных камер, установленных на олимпийских объектах.

Новый телерадиокомплекс был заложен в сентябре 1976 года, а в декабре 1979 года Государственная комиссия уже приняла его основные части. Надо сказать, что история телевидения и радио еще не знала таких высоких темпов сооружения столь сложных объектов, причем строители действительно сделали все возможное и невозможное, чтобы в срок завершить работы. За три года они построили пятиэтажный основной корпус объемом более 300 тысяч кубических метров и 14-этажный коммутационный узел, куда будут поступать сигналы со всех олимпийских объектов. Прибавьте к этому отдельное здание хладоцентра, который будет обеспечивать необходимый температурный режим в студиях, аппаратных и других рабочих помещениях.

Кроме того, нужно было смонтировать в них новейшее оборудование третьего поколения и отладить его. Но это относится уже к области «скучных» вопросов.

— И все-таки читателям «Вокруг света» будет интересно узнать, как

оборудован «волшебный ковер-самолет», на котором многим предстоит совершить увлекательное путешествие в Москву на Игры XXII Олимпиады. Не могли бы вы коротко рассказать об этом?

— Поскольку мы отказались от единой мировой программы и решили предоставить национальным телевизионным организациям возможность создавать собственные программы, это потребовало большого количества технических средств. У нас в новом Олимпийском центре 22 телевизионных и 70 радиостудий. Примерно вдвое по сравнению с Монреалем — до 330 увеличивается число телевизионных камер. Из них 280 размещены на всех олимпийских объектах. Их будут дополнять легкие переносные камеры, устанавливаемые в случае необходимости в «горячих точках».

Учитывая опыт Мюнхена и Монреаля, где из-за комментаторских кабин шла чуть ли не война (в ФРГ их было 850, а в Канаде — 639), мы оборудовали 1212 кабин в Москве и 100 в других олимпийских городах. В каждой предусмотрены два монитора: на одном показываются соревнования, проходящие на этой спортивной арене; на втором можно «набрать» любое изображение, имеющееся в данный момент в распоряжении Олимпийского телецентра, — «картинку» с другого стадиона, программу, передающуюся любой из национальных телевизионных организаций и т. д. Благодаря второму монитору комментатор ил^еет возможность дать для своей аудитории оценку событий на других олимпийских объектах, а в случае необходимости показать их телезрителям.

Кроме комментаторских кабин на стадионах, мы оборудовали также 68 мест в самом телецентре для комментаторов, которые не смогут по каким-либо причинам присутствовать на соревнованиях и будут вести репортажи из Останкина. Это очень удобно для тех стран, которые направляют в Москву ограниченное число комментаторов.

Прибавьте к этому аппаратно-программные блоки, пульты связи, оборудование для введения надписей, заставок, текстов, киноизображений, слайдов, блоки видеозаписи, занимающий почти целый этаж центральный телекинопроекционный блок, и вы получите некоторое представление, до какой степени «начинен» техникой современный «ковер-самолет».

— В печати указывалось, что до сих пор наибольшее количество техники для показа Олимпийских игр использовалось в Мюнхене, причем и там и в Монреале она в основном арендовалась. А как обстоит дело в новом Олимпийском телецентре?

— Когда мы приступили к его проектированию, высказывались мне

20