Вокруг света 1980-11, страница 38И Джекоба Махонго пышная черная шевелюра «афро» и чуть грустные карие глаза. Рассказывая о себе, он явно волнуется и долго подыскивает нужные английские слова. Мы сидим с ним в небольшом открытом кафе на одной из тихих улиц Мапуту. Веет прохладный ветерок, доносящий до нас аромат цветущих магнолий. Джекоб с удовольствием потягивает пиво и курит. Ничто не отравляет здесь отдых. Можно расслабиться, не думать об изнурительном труде, возможном визите полицейского. Здесь мир свободных, и он — его частица. Джекоб рассказывает. Он говорит о жизни в страшном мире, носящем лаконичное имя — ЮАР. С раннего детства в память врезались две вещи: изгородь из колючей проволоки, окружавшая их квартал на окраине Кимберли, и грохот жестяных листов, срываемых ветром с жилищ. Зачастую буря практически целиком «разбирала» какой-нибудь домик, и тогда листы со скрежетом и уханьем летели по улице, а оставшиеся без крова люди пытались их догнать... Иногда мать подводила его к колючей проволоке, даже позволяла выйти наружу и говорила, что там начинается другой мир. Но за забором росли та же трава, те же деревья. Земля и там и МАКСИМ КНЯЗЬКОВ «Я вернусь свободным»тут вроде бы одинаковая. Маленький Джекоб не мог уразуметь, чем же отличается мир за проволокой от того, в котором родился и жил он сам... Поясним сразу: вся территория Южнс-Африканской Республики поделена на две неравные части. Одна из них, занимающая 87 процентов всей площади, отведена для белых, которых в стране насчитывается 4,3 миллиона человек. Естественно, что сюда попали все без исключения крупные города, залежи полезных ископаемых, плодородные земли. Оставшаяся площадь, то есть 13 процентов, отведена для африканцев, которых в ЮАР 18 миллионов. Эти 13 процентов земель, в свою очередь, поделены на десять бан-тустанов — резерваций для черного населения с видимостью самоуправления, созданных по племенному признаку. В большинстве своем они размещены на бесплодных равнинах, лишенных воды и каких-либо природных богатств. В этом, казалось бы, несложном укладе общественной жизни государства апартеида есть одно «но». Белые господа в южноафриканских городах нуждаются в услугах, предприятия — в чернорабочих, магазины, рестораны и бары — в уборщицах, посудомойках и грузчиках. Все эти вакансии южноафриканская «демократия» любезно предоставляет африканцам. |