Вокруг света 1981-01, страница 30

Вокруг света 1981-01, страница 30

словам начальника военной полиции, сейчас зарегистрировано не только рекордное число дезертиров, уклоняющихся от службы призывников, заключенных в военных тюрьмах, но и случаев нападения на сержантский состав. (Особенно резко подскочило в военных тюрьмах число содержащихся там солдат-де-вушек, которых призывают в армию наравне с юношами.) «Ведь армия является зеркалом общества, из которого она набирается, — говорит

он. — Если в ней больше наркоманов, то это потому, что много израильской молодежи пристрастилось к наркотикам. Оружия стали воровать в несколько раз больше, поскольку организованная преступность создала для него обширный рынок».

К этому можно добавить, что армию опозорил не кто иной, как сам начальник генерального штаба генерал Эйтан. Он помиловал трех израильских солдат, осужденных военным судом за убийство ни в чем не

повинных арабов. Взять, например, дело лейтенанта Дэниеля Пинто, попавшего в тюрьму за то, что два года назад во время вторжения в Южный Ливан задушил четырех крестьян. Благодаря вмешательству генерала Эйтана. Пинто провел за решеткой всего шестнадцать месяцев — по четыре за каждое убийство. Символичность этого не можег не возмущать каждого, у кого есть хоть капля совести.

Перевел с английского С. МИЛИН

НОВАЯ ОХОТА НА «ТИГРОВ»

Десять лет назад в Китае было официально объявлено о начале широкой кампании «охоты на трех тигров», представляющих большую опасность для людей. Этими грозными хищниками, с которыми предписывалось бороться всеми силами, стали ядовитые выбросы в атмосферу, сточные воды и промышленные отходы. Однако, когда в прошлом году в Пекине было созвано совещание ста ведущих специалистов-экологов, его участникам пришлось признать, что «три тигра» по-прежнему вольготно чувствуют себя в Китае, а загрязнение окружающей среды достигло катастрофических размеров.

Тревожные сигналы о неблагополучном положении в этой области поступают со всех концов страны. Газета «Жэньминь жибао», например, поместила пространную статью под красноречивым заголовком: «Пекинский воздух ошеломил иностранных экспертов: ядовитый смог распугал всех птиц». Впрочем, в подобной публикации нет ничего удивительного, ибо даже по официальным данным загрязненность столичной атмосферы в шесть раз выше безопасного уровня. А вот что написала в этой связи молодежная газета «Чжунго циннянь бао»: «В 1958 году был выдвинут лозунг «Догнать и перегнать Англию за пятнадцать лет!» ...Кое-что в этом отношении уже сделано. В Синьяне, провинция Хэнань, содержание в воздухе двуокиси серы на 65 процентов выше, чем в Лондоне. А над Ланьчжоу, административным центром провинции Ганьсу, копоти в 26 раз больше, чем над английской столицей».

Начатая сейчас амбициозная программа «четырех модернизаций» также обернулась новыми экологическими бедами. Согласно данным комитета по проблемам окружающей среды заводские и фабричные трубы ежегодно выбрасывают в атмосферу 10 миллионов тонн копоти и 15 миллионов тонн двуокиси серы. В результате этого на 20 тысячах предприятий рабочие страдают от легоч

ных заболеваний. Примером может служить положение на заводе фосфорных удобрений в уезде Линь-дянь, провинция Хэйлунцзян. Как только он был введен в строй, сразу же началось загрязнение окрестностей ядовитыми газами, двуокисью серы и фтором. В результате нарушений элементарных правил техники безопасности появились различные болезни у рабочих, 80 процентов которых составляет молодежь. Огромный ущерб нанесен окружающим крестьянским полям, вследствие заражения почвы резко снизились урожаи зерновых. Причем подобные случаи имеют место по всему Китаю. Так, газета «Чжунго циннянь бао» поместила заметку о Тайчжунском заводе измерительной аппаратуры, который выпускает главным образом приборы, содержащие ртуть. «Рабочие молодежной бригады ради технического новаторства пошли на большую жертву: они провели множество опасных для здоровья опытов, чтобы выявить действие, оказываемое парами ртути на организм в условиях этого предприятия, — рассказывает газета. — В результате они выяснили, что человек, вдыхая пары ртути, отравляет организм. У него ухудшается зрение и слух. Рабочие Тайчжунского завода назвали это вредное вещество «ртутным тигром»

Впрочем, ущерб, наносимый «тремя тиграми», не исчерпывается одним лишь воздухом. Из-за отсутствия очистных сооружений на промышленных предприятиях их отходы уже привели к загрязнению воды в 41 городе страны, отравлению тысяч людей, нанесли серьезный ущерб природе. Особенно тяжелое положение сложилось в Шанхае, где ежедневно в реку Хуанпуцзян сбрасывается почти 5 миллионов тонн сточных вод. Некогда живописная река, протекающая через город, ныне представляет собой грязный, с маслянистыми разводами от нефти и мазута поток, в котором с 1955 года перестала водиться рыба. В расположенном неподалеку от Шанхая городе Сучжоу, носящем имя «Венеции Востока»,

практически все 170 тысяч тонн сточных вод в день также не проходят очистку. В результате во всей округе колодезная вода стала непригодной для питья, от некогда знаменитых каналов исходит зловоние, а жизнь миллионов китайцев находится под постоянной угрозой. Так, в сентябре 1978 года в результате аварии на химическом заводе 28 тонн цианистого натрия попали в реку, служащую главным источником питьевой воды для населения. Этого количества ядовитого вещества хватило бы, чтобы вызвать гибель 48 миллионов человек. Китайские власти скрыли точную цифру пострадавших, но газета «Чжунго циннянь бао» заявила, что «цианистый натрий, сброшенный химическим заводом в реку, привел к отравлению трех тысяч человек».

В ряде провинций загрязнение атмосферы и воды приняло такие масштабы, что это вызывает бурные протесты населения. Согласно опубликованному в газете «Гуанмин жибао» сообщению в 1977 году было зарегистрировано по крайней мере 27 случаев, когда дело доходило до стычек между местными жителями и администрацией промышленных зон, которые являются главной причиной бедственного положения в области охраны окружающей среды. А ведь, помимо загрязнения, заводы и фабрики дают ежегодно 200 миллионов тонн твердых отходов, занимая под свалки значительные площади.

Итак, «три тигра», за которыми десять лет тщетно охотились пекинские власти, живут и здравствуют. Зато настоящим тиграм в Китае приходится несладко. За последние четверть века их численность сократилась более чем в 10 раз, а самый ценный вид, уссурийский тигр, полностью истреблен. Сейчас, когда в стране осталось около четырехсот этих зверей, власти наконец объявили, что берут их под охрану. Однако браконьеры по-прежнему безнаказанно охотятся на тигров ради шкур, а также костей и зубов, из которых изготовляются лекарственные снадобья по рецептам древней китайской медицины.

С. БАРСОВ

28