Вокруг света 1981-02, страница 9

Вокруг света 1981-02, страница 9

Именно этим целям и служат новые планетарии, выпускаемые народным предприятием «Карл Цейсс ЙЕНА».

Сидя в неподвижном кресле, космонавт на тренировке может наблюдать изменения вида звездного неба, «вращаясь» вместе с «кабиной» вокруг различных осей, «летя» по любой околоземной орбите. Естественно, что привычная конструкция купола для демонстрации космических полетов непригодна, поэтому в новых планетариях звездное небо не ограничено полусферой, а изображение проецируется из центра зала на шаровой свод. Согласование всех движений — суточного, в горизонтальной и вертикальной плоскостях — задача очень сложная, поэтому работа планетария теперь требует программного управления, а то и подключения ЭВМ.

Планетарий-тренажер с куполом диаметром в 12,5 метра, удовлетворяющий всем новым требованиям и снабженный счетно-вычислительным устройством, установлен теперь в Звездном городке. Этот заказ фирма «Карл Цейсс» выполняла с особой гордостью.

Появилось и стало устойчивым даже понятие «лазериум» — планетарий, где звездное небо используется как фон, а световые эффекты обеспечиваются за счет лазерного луча с модулированной яркостью, обегающего поверхность купола.

Планетарий близкого будущего — это своего рода «научное зрелище», где демонстрация меняющегося звездного неба сочетается с элементами театра и кино, где астрономическая информация неотделима от музыкального сопровождения

и литературных чтений. «Космические комплексы» занимают немалую территорию. Их окружают тщательно оформленные и ухоженные сады, в которых на открытых, не-затененных площадках размещаются обсерватории, станции для солнечных наблюдений, выставочные павильоны и прочие сооружения, расширяющие возможности получения знаний о вселенной.

Как назовут космические комплексы в близком будущем? Возможно, останется термин «планетарий», а быть может, привычным станет слово «космонарий». Впрочем, дело не в названии. В?жно, что уже сейчас «моды» будущих планетариев разрабатывают ученые, инженеры, техники известной всему миру фирмы — народного предприятия ГДР «Карл Цейсс ЙЕНА».

В. НИКИТИН

ГОРОД В ГЛУБИНЕ

ЦЛ| диллическая Мала Страна вска-рабкалась на гору; узкие улицы Старого Города каждым из бесчисленных поворотов открывают перед прохожим то восемнадцатый, то семнадцатый, а то и пятнадцатый век. Пятиэтажные улицы Нового Города — прошлое столетие. А дальше — многочисленные районы, возникшие некогда на месте пригородных селений и сохранившие их имена — Воковице, Винограды, Страшнице, Дяблице, Нусле, разделенные холмами и долинами. Часто из одного такого района в другой — на карте совсем-совсем рядом — проще добраться через центр. Прага — один из немногих крупных европейских городов, который сохранился до нашего времени таким, как создавался веками.

Ко всему этому следует добавить новые районы («сйдлиште», как их называют чехи), где чувствуешь себя прямо как в Москве , не только из-за архитектурного сходства, но и из-за расстояний.

Транспортные проблемы города

не только создавали трудности для людей, но и мешали развитию Праги.

Стремление сохранить историческое ядро начисто исключало любые изменения. В Праге же использован каждый квадратный и кубический метр пространства.

Зато под городом оставалось обширное поле деятельности.

В мае 1974 года открыта была первая линия пражского метро. Она была довольно короткой, и пражане, не привыкшие к подземному транспорту, отнеслись к ней хотя и с гордостью, но не слишком серьезно. Все считали обязательным прокатиться на метро, водили туда иногородних гостей, но на работу и домой ездили трамваем.

Пять лет спустя метро разветвилось, появились новые линии, и в конце прошлого года насчитывалось уже двадцать три станции. В день пражское метро перевозит почти шестьсот тысяч пассажиров. Для города с миллионным населением это солидная цифра.

Проект строительства метрополитена разрабатывали пражане вместе с советскими специалистами. Советские вагоны бегут от станции к станции, и когда закрываются двери, в голосе, произносящем: «Позор! Двэржэ сэ завирайи. Пршишти станице — Мустэк», — слышны интонации настолько знакомые, что перевода не требуется.

Правильно сказал кто-то, что метро в большом городе подобно воде в пустыне: куда дойдет, там и жизнь. Новый район Праги — Южный Город начали строить одновременно с метро. В прошлом году туда дотянули трассу. Южный Город стал полноправной частью столицы.

Начали строительство еще девяти станций. Линия «С» соединит пока весьма еще отдаленные районы (минут сорок на автобусе из центра) Богнице, Дяблице и Просек в единое городское целое.

Город — живой организм и как таковой не может не расти. А потому не может не расти и пражское метро, целая подземная Прага. Город в глубине, сохраняющий красоту городу под солнцем.

Л. ОЛЬГИН