Вокруг света 1981-04, страница 66СООБЩНИКУвидев в зале картинной галереи своего сотрудника Реда Конолли с директором института биологических проблем Бобом Стиллом, шеф полиции Джим Гарднер развел руками. — Не ожидал встретить вас здесь,— сказал он, скрывая недовольство. — Любуюсь вот этим,— кивком головы показал Конолли на стены, где висели бессмертные творения Леонардо да Винчи, Бронзино, Мемлинга и Боттичелли. — А я,— вставил, в свою очередь, Боб Стилл,— пытаюсь объяснить одному из лучших сотрудников вашего учреждения то, о чем рассказывал вам недавно. Видишь ли, Ред,— повернулся он к Конолли,— ваш инопланетянин способен улавливать биополе любого материального предмета. Скажем, ты подходишь к картине и оставляешь на ней частицы своего биополя. Если назавтра к картине подойдет Гарднер, то, оставив частицы собственного биополя, захватит частицы твоего вчерашнего биополя. После чего твой шеф приходит к инопланетянину, и тот чудесным образом выкладывает ему, что Гарднер только что вернулся из картинной галереи, где простоял у картины, которую вчера рассматривал человек высокого ^оста, в сером костюме и с «кольтом» под пиджаком. Инопланетянин может сказать, что ты две недели назад болел гриппом, а восемь лет назад у тебя умерла бабушка и т. д. Так что прикинь, какие перспективы открываются перед полицией. Хотя это не самое лучшее использование способностей инопланетянина... — Опять вы за свое...— усмехнулся шеф полиции.— Наука, исследования! А деньги у вашего института есть? Но давайте прекратим разговоры о службе и полюбуемся прекрасным портретом Антонелло да Мессины. Он круто повернулся и замер. На месте, где прежде висел мужской портрет знаменитого итальянца, болтались обрезанные тесемки. — Вот вам и предоставляется возможность проверить инопланетянина,— саркастически улыбнулся Боб Стилл. Уже в полицейской машине Конолли невольно вспомнил, как в прошлом году на берегу городской реки нашли предмет, напоминающий тыкву, но на деле оказавшийся космическим аппаратом с живым существом, находившимся в спячке. Пробуждения ждали два месяца. Инопланетянина поместили в здании полиции. Во-первых, по причине отсутствия средств у научных институтов, а во-вторых, находящийся под присмотром полиции инопланетянин не мешал кое-кому спокойно спать. ...Пришелец с другой планеты находился в специальном кресле. Он представлял собой огромную бесформенную тушу, которая время от времени меняла окраску. — Засыпает,—сказал шеф полиции.— Может, разбудить его? — Кто мне мешает? — спросил инопланетянин после энергичного толчка Конолли. — Экстренное дело! — закричал Ред Конолли.— Пропал портрет, художник Антонелло да Мессина, размер — тридцать пять на двадцать пять сантиметров. Проснитесь, иначе репутация полиции сильно пострадает. Ред Конолли наградил тушу несколькими тумаками. — Кто меня опять разбудил? — порозовел инопланетянин. — Я, Ред Конолли. Назовите злоумышленника. — Вы и есть злоумышленник,— проговорил инопланетянин. И не успел Конолли моргнуть глазом, как на его запястьях щелкнули наручники. Эту операцию Джим Гарднер проделал молниеносно. — Ну нет! — взревел дюжий полицейский и принялся молотить инопланетянина скованными руками.— Проснись, инопланетная образина, проснись, слизняк! И когда инопланетянин порозовел, Ред Конолли закричал: — Назови преступника, чье дело ты приписываешь мне! — Вы преступник,*потому что будите меня. А картину взял,— на мгновение задумался инопланетянин,— Боб Стилл, только неясно, зачем ему это понадобилось? Срезал ее и засунул за рядом висящую картину больших размеров. — Зачем ему это понадобилось? — бормотал шеф полиции в растерянности, снимая наручники с Реда Конолли. — А затем,— сказал, растирая онемевшие кисти, Конолли,— чтобы привлечь внимание общественности к инопланетянину, к тому, что его держат в полиции. Ученые, а не мы должны заниматься гостями, прилетевшими на Землю с других планет. Понятно? — Понятно,— жестко перебил помощника Гарднер.— А теперь я приказываю вам найти и арестовать Боба Стилла. Шеф полиции запер за коллегой дверь, внимательно посмотрел на уснувшего инопланетянина и достал из-под пиджака злополучную картину Антонелло да Мессины. Теперь можно быть спокойным. Купленный в обыкновенном детском магазине магнит начисто уничтожил биополе. Гарднер любовался прекрасным золотистым колоритом, когда вдруг услышал за спиной насмешливый голос инопланетянина: — Надеюсь, и мне кое-чего перепадет... В номере использованы фотографии из журналов: «Атлас» (Франция), «Эуропео» (Италия). Наш адрес: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., 5а. Телефоны для справок: 285-88-83; отделы: «Наша Родина» — 285-89-83; иностранный — 285-89-56; науки — 285-89-38; литературы — 285-80-58; писем — 285-88-68; иллюстраций — 285-89-36; приложение «Искатель» — 285-80-10. © «Вокруг света», 1981 г. Сдано в набор 03.02.81. Подп. к печ. 27.03.81. А01347. Формат 84ХЮ8716. Печать офсетная. Условн. печ. л. 6,72. Учетно-изд. л. 11,6. Тираж 2 850 000 экз. Заказ 80. Цена 70 коп. Типография ордена Трудового Красного Знамени изд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии: 103030, Москва, К-30, Сущевская, 21. л ЦИНОВКИ НУЖНЫ ВСЕГДА Циновки во Вьетнаме плетут из соломы и водорослей, из пальмовых листьев и расплющенных стволов бамбука. Список можно продолжать почти до бесконечности, потому что нет такого гибкого и упругого материала, который не сгодился бы для циновки. Нужно только уметь ее сплести. Поколения вьетнамских мастеров оттачивали свое искусство веками. Циновки во Вьетнаме требовались всегда: покрывать полы, лежанки, делать внутренние перегородки в домах. На глинобитном полу очень приятны упругие толстые маты, сплетенные из соломы. Чтобы ходить по ним было удобней босыми ногами, их обшивают мягкими рогожками из пальмовых листьев. Легкую стенку плетут из расплющенного молодого бамбука, ствол которого еще гибок, но уже достаточно прочен. Двумя плоскими камнями мастер аккуратно бьет по бамбуку, и тот превращается в плоскую трещиноватую стланину. Остается вымочить ее в воде — она станет податливой и очень прочной — и можно плести циновку-стенку заданного размера. Узорчатые цйновки-маты делают из морской травы, высушенной под солнцем на берегу. Влажный ветер не дает траве пересохнуть. Потом из нее плетут нескончаемую косицу, сворачивают спиралью и прошивают растительным волокном. Основа циновки готова. По окружности прикрепляют маленькие спиральки из той же косицы — вышел узор. Потом окружают еще несколькими витками. Простецкую циновку для домашних нужд умеет сплести каждый крестьянин (именно он, а не его жена — труд этот почитается мужским). Зато сложными, большими, разукрашенными занимаются только мастера. Работают они артельно, в производственных кооперативах, и каждый мастер делает только одну операцию, зато делает в совершенстве, быстро и сноровисто. На циновки всегда огромный спрос и в стране, и за границей. В этих же кооперативах женщины-мастерицы плетут из бамбуковых реечек и соломки изящные корзинки. Главное орудие мастеров — собственные руки, их ничем не заменить: для каждой циновки свой материал, и каждому материалу свое время года. Машины и механизмы тут применять трудно, они хороши там, где стандартное, поточное производство. А циновки делают художники. А. СУНДУЕВ 64
|