Вокруг света 1982-07, страница 66ГОВОРЯЩЕЕ ДЕРЕВО МАКОНДЕ ЮРИЙ КИРИЛЛОВ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ — Наука разработала немало способов общения с иными цивилизациями на тот случай, если оправдаются теоретические представления о множественности вселенных. Эффективным способом связи следует признать передачу информации внеземными цивилизациями с помощью электромагнитных колебаний. Таким образом, организуя контроль излучения всего неба, мы можем в конце концов принять разумный сигнал. Лектор говорил неторопливо, как будто отвешивая на весах каждое слово. Глаза его были отрешенно устремлены вдаль. Он словно пытался проникнуть взглядом сквозь толщу времени и пространства. И когда лекция закончилась, наступила тишина. Лектор и его аудитория вслушивались в нее, будто ожидая неведомого сигнала иных миров. — Кхе-кхе. Нет, это явно не напоминало сигнал иных цивилизаций. Это встал и откашлялся старичок слушатель. — Разрешите вопрос, товарищ лектор. Я что, значит, хочу, это самое, спросить. Чего-то уж больно сложны способы, значит, общения. А нет ли попроще? Ничего такого науке не известно? — Попроще? — переспросил лектор.— Ну, например, некоторые ученые признают наиболее перспективным диапазон инфракрасных волн. В этом случае сигнал разума нетрудно отфильтровать от фона излучения звезды, возле которой обитает цивилизация. Должен вам сказать, что оптимальный диапазон для связи определяют от 100 микрон до 1 миллиметра. Таким образом, я перечислил здесь наиболее доступные для понимания неспециалистов методы. На самом деле все обстоит значительно сложнее. Я лично думаю, если информация и передается другими цивилизациями, вряд ли мы на современном уровне развития науки сумеем расшифровать ее. Давайте не будем переоценивать себя. Ведь мы еще очень примитивны. Да-да, если анализировать не в нашем земном, а в космическом плане. Старичок, задавший вопрос, пенсионер Солнышкин, выслушал ответ стоя, в затем, вместе со всеми поаплодировав лектору, вышел на улицу. Придя домой и напившись чаю, он вспомнил лекцию. Странная улыбка пробежала по его лицу. Солнышкин подошел к старенькому шкафу, достал из кармана ключ и открыл дверцу. Из глубины с полки извлек замысловатую, старинной работы, трубочку. Он нашел ее еще мальчишкой много лет назад у засохшего дуба, в который, к^к говорили, ударила молния. Солнышкин достал с привычного места блюдечко, налил воды и развел кусочек мыла. Он набрал в трубочку мутного раствора и слегка подул. И возник крупный радужный шар. Но это не был хаотичный блеск красок обычного мыльного пузыря. По шару растекался фиолетовый свет какого-то светила, двигались существа, уплывали, растворяясь в прозрачной пелене, замысловатые аппараты. «Рассказать лектору,— размышлял Солнышкин,— так не поверит же. Ему, видишь, диапазон, микроны подавай. А они ишь чего сообразили... Чтоб и ребенок, значит, догадался». Первые европейцы, увидевшие африканскую скульптуру, отнеслись к ней пренебрежительно: мол, неумелые поделки дикарей. Лишь в конце прошлого века, когда пластикой Черного континента всерьез заинтересовались художники, они увидели в ней подлинное искусство, где все детали отражают эстетические принципы, выработанные и отшлифованные поколениями мастеров Африки. В Восточной Африке самая известная пластика — деревянная скульптура маконде. Этот народ, живущий на левом берегу реки Рувумы, лучше своих соседей сохранил древнее ремесло резьбы. Приморские жители — суахили — приняли ислам, запрещающий изображать живые существа. Соседей правобережных — мавиа — приобщали к европейской цивилизации португальцы, захватившие Мозамбик. Приобщение выражалось в уничтожении всего языческого, всего африканского: сожжении масок, статуэток и запрещении заниматься резьбой. Долгое время считали, что у мавиа не осталось ни мастеров-резчиков, ни резьбы. Лишь в последние годы оказалось, что мавиа вынуждены были скрывать свое искусство и, реализуя изделия, выдавали их за работу маконде. Ведь пластика маконде как фирменный знак, известный всему миру. Маконде режут из темного тяжелого дерева — оно прекрасно поддается полировке, режут и из легкой древесины красноватого оттенка с пористой поверхностью. Фигурки женщин-прародительниц. Головы суровых мужчин—предков племени. А чаще всего изображают людей, занятых повседневным, будничным делом: хозяек, толкущих зерно в ступе, девушек, несущих горшки на голове, парней — охотников и воинов. Любая скульптура маконде тщательно отделана — в племени нерадивых не уважают. Но старательнее всего вырезаны головы: круглые, уши чуть оттопырены, губы проткнуты вертикальной палочкой (в жизни это старинное украшение встречается уже довольно редко, но у статуэток — всегда). И ключ скульптур — татуировка — ломаные линии, что покрывают лицо женщин племени. По ним можно прочесть, из какого женщина рода, ее возраст и прочие анкетные данные, потому что маконде вырезают не человека вообще, а всегда конкретного: соседку или родственника, приятеля или недруга. Как бы сложно ни переплетались фигурки в композиции, художник назовет имя любой из них; прочитывая узор на лице, расскажет биографию своего творения до мельчайших подробностей: ведь все это — его соплеменники. Только деревянные. Я. О Я b Г И н В номере использованы фотографии из журналов «ГЕО» (ФРГ), «Гранд репортаж» (Франция), «Джиогрэфикал мэгэзин» (Великобритания), «Мерная» (ФРГ), «Нэшнл джиогрэфик» (США). Наш адрес: 125015, Москва. А-15, Новодмитровская ул., 5а. Телефоны для справок: 285-88-83; отделы: «Наша Родина» — 285-89-83; иностранный — 285-89-56; науки — 285-89-38; литературы — 285-80-58; писем — 285-88-68; иллюстраций — 285-89-36; приложение «Искатель» — 286-80-10. © «Вокруг света», 1982 г. Сдано в набор 05.05.82. Подп. к печ. 15.06.82. А02273. Формат 84x108 7j6. Печать офсетная. Условн. печ. л. 6,72. Учетно-изд. л. 11,5. Тираж 2 750 000 экз. Заказ 726. Цена 80 коп. Типография ордена Трудового Красного Знамени изд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии: 103030, Москва, К-30, Сущевская, 21. 64
|