Вокруг света 1982-09, страница 23прославившегося в колониальные времена агента охранки, продавшегося врагу африканца — доносчика, провокатора, грязного дельца. «Ньока» — «змея». Итак, шиконьока — это нечто вроде «человекозмея». Его образ придумали активисты столичной штаб-квартиры О ММ, и с тех пор он стал антигероем мозамбикского политического плаката. Карикатурные изображения этого упитанного африканца с сонным лицом, в модном костюме, из кармана которого торчит то початая бутылка, то толстая пачка полученных нечестным путем денег, то украденная вещь, систематически появлялись на страницах центральной печати, на стендах издаваемых ОММ «Жорнал ду пову» — «Народных стенгазет», а то и на стенах столичных зданий. «Шиконьока,— писала правительственная газета «Нотисиаш»,— собирательный образ главного внутреннего врага народного Мозамбика». ...Явилась вся молодежь Мутараре — сотни полторы человек. Да в качестве зрителей собрались все остальные жители городка — от мала до велика. Положительные герои — солдаты ФРЕЛИМО, активисты ОММ, кооператоры и прочие сознательные люди выступали без масок. Зато отрицательные персонажи — целая галерея ма-сок-мапико. Бюрократ с заплывшими от безделья глазками, пьяница с распухшим носом, сплетник с огромными ушами... Маски без ушей и глаз символизировали человека, не желающего учиться грамоте на курсах. Залепленная денежными купюрами маска изображала спекулянта-хапугу. Необычайно реалистические изображения Яна Смита и Форстера олицетворяли расистов. Я не берусь воссоздавать полную картину этого представления, потому что одновременно на большом пространстве молодежь, разбившись на группки, разыгрывала не менее восьми сюжетных линий. В одном углу «сцены» раскулачивали сельского богатея, в другом — наставляли воришек на путь истины, в третьем — прорабатывали лентяев и лодырей, в четвертом — конфисковывали излишки припрятанного перекупщиками продовольствия. В центре шла борьба за грамотность, сопровождавшаяся сжиганием безглазых и безухих масок. Ясно было одно: все это грандиозное театральное действо в целом символизировало картину глубочайших социально-экономических преобразований, происходящих ныне по всей стране. Когда стемнело и комары разогнали всех по домам, к нам заглянул Вашку. — Ну что, неплохие маски? — довольно улыбаясь, спросил он.— Наша работа. Так что не только резными ножками пробавляемся. Мутараре — Мапуту — Москва о*"*» vfrMoht г 1 МИЛЛИОНЫ «НЕТ!» Страшными словами оперирует администрация Рейгана, пытаясь угрожать миру ядерной дубинкой: «довооружение» Западной Европы, усиление «устрашения», «крупномасштабное военное столкновение блоков», доктрина «первого удара». Нагнетание атомного психоза принесло обратный эффект: в США нарастает антивоенное движение. Оно приобрело размах, которого Америка до сих пор не знала, и стало по-настоящему массовым. Широкие слои американцев, которых столько лет пугали «советской угрозой», требуют замораживания ядерных арсеналов и — в конечном итоге — перехода к разоружению. Нью-Йорк надолго запомнит день 12 июня 1982 года. Миллион — вдумаемся: миллион! — человек вышли на улицы города, чтобы сказать «Нет!» ядерной войне. Шли домохозяйки и студенты, рабочие и бизнесмены, врачи и священники, учителя и ученые, профсоюзные активисты и безработные, белые и негры — их повели в поход за мир представители 300 политических, социальных, религиозных, национальных организаций, объеди- 21 |