Вокруг света 1982-10, страница 65

Вокруг света 1982-10, страница 65

и, II Л Л. \

■ i'V'"

СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК

Легенда о дудочнике из Хамельна занимает известное место в средневековом фольклоре. Напомним ее: в стародавние времена Хамельн наводнили крысы, и отцы города обратились к дудочнику, чтобы он избавил их от напасти. Заворожив грызунов игрой на флейте, музыкант, одетый в пестрые одежды, вывел крыс из города и утопил их в реке Везер. Зажиточные бюргеры оказались скупердяями и отказались выдать дудочнику условленную плату. Тогда флейтист, снова приложив к губам дудочку, увел из города всех детей...

Через два года город Хамельн собирается устроить торжественный праздник по случаю 700-летия легенды: считается, что факт с крысоловом действительно имел место в истории и произошел 26 июня 1284 года. Но были ли здесь замешаны крысы?

— Хроники свидетельствуют, что в тот день 130 детей действительно покинули город, следуя за человеком в цветастом одеянии,— говорит доктор Норберт Хум-бург, хранитель городского музея Хамельна.— Но у нас нет доказательств,, что этот человек поступил так из мести, недополучив плату за ликвидацию грызунов. По одной из версий, «дудочник» был всего-навсего вербовщиком, скупавшим детей для подневольной работы в поместьях.

СТРАСТИ-МОРДАСТИ

Оказывается, и в деле изготовления огородных пугал можно «изобрести велосипед». Вроде бы облик пугала — шест с перекладиной с напяленным на них рваньем, ветхая шляпа сверху — сложился столетия назад и модернизации не подлежит. Ан, нет! Некий фермер в Пеньсильвании (США) совершил огородный переворот, соорудив чучело в виде гигантской гусеницы из хвороста. По словам фермера, птичий разбой на его угодьях должен резко сократиться: больно уж устрашающе выглядит для пернатых глазастая гусеница. Впрочем, насколько эффективно чучело-«модерн» — покажет практика.

МИГРЕНИ И ИНФРАЗВУК

Домохозяйка Шарлотта Кинг, живущая в американском штате Орегон, всю жизнь страдает сильными головными болями. Однажды голова у женщины разболелась совершенно невыносимо, как потом выяснилось, непосредственно перед мощным извержением вулкана Сент-Хеленс. Впоследствии вулкан ворчал еще не раз, в штатах Орегон и Вашингтон сотрясалась земля (это район сейсмической активности), и неизменно — перед каждым всплеском стихийных сил — у Шарлотты Кинг раскалывалась голова. Это заинтересовало ученых. Биолог Кристофер Додж предполагает, что боли вызывают инфразвуковые волны, которые распространяются от очагов землетрясений. Обычно люди их не воспринимают, но домохозяйка из Орегона — особый случай. Если предположение биолога верно, можно надеяться, что уникальная чувствительность Шарлотты Кинг поможет ученым, с одной стороны, научиться предсказывать землетрясения, а с другой — правильно диагностировать мигрени.

«ВОКРУГ СВЕТА» 50 лег НАЗАД

ПОЧЕМ НЫНЕ ЖЕНИХИ?

Каждое лето в конце июля в индийской деревне Саурат открывается базар. Бессмысленно искать здесь продукты или предметы кустарного производства. Ибо единственный товар, предлагаемый на рынке,— это женихи. Более ста тысяч людей съезжаются в урочные дни в деревню Саурат: незамужние дамы со свитами, серьезных намерений мужчины с родственниками и друзьями. Торжище шумит с рассвета до захода солнца. Продолжается несколько дней, а после закрытия базара наступает праздничная пора: счастливые продавцы и покупатели играют более двух тысяч свадеб ежегодно.

Сами женихи принимают в торге минимальное участие: товар есть товар. Они ждут звона брачных колоколов в палаточном городке поблизости от рынка, а в это время их ближайшие родственники ведут жаркие нескончаемые дискуссии по поводу приданого. Конечно, ожидание томительно и тревожно, но по законам базара жених до поры до времени даже глазком не может взглянуть на покупательницу-суженую он увидится с невестой лишь после завершения сделки.

Видимо, традиция этого удивительною рынка сохранилась со времен сурового матриархата, однако и в наши дни купля-продажа женихов идет весьма успешно. Как и в тот год, когда базар только-юлько открылся,— более тысячи лет назад.

Рисунки В. ЧИЖИКОВА

КОНСЕРВЫ

Человек стал консервировать продукты с тех самых пор, как он научился готовить себе пищу.

Уже в Древнем Египте — две-три тысячи лет назад— была в ходу малука —маринованный рыбный консерв (конечно, не в банке).

У римлян тоже существовали рыбные консервы. В средние века шведы бойко торговали солеными сельдями, а для копчения рыбы устраивали специальные коптильни. В XV веке голландец Пеклинг придумал новый способ копчения мяса: прежде чем коптить, он выдерживал мясо в селитре и соли.

В XVIII веке один французский дворянин любил подолгу охотиться в своих обширных владениях. Вместе с многочисленными ю-стями, охотниками и слугами он иногда уезжал в лес на несколько дней. Избалованный богач желал пользоваться и на охоте удобствами, к которым привык в своем замке. Ему не хотелось отказываться от любимого мясного бульона, который искусно готовил его повар. Этот повар был изобретательный человек и очень хотел угодить своему хозяину. Он стал наполнять бульоном банки и плотно их запаивать. Оказалось. что в таком виде бульон долго не портился и был не хуже свежего на вкус. Его возили за неутомимым охотником и на привалах подавали в разогретом виде.

Рассказ о поваре и его изобретении сохранился в воспоминаниях современников. Но консервы в банках стали известны публике только через несколько лет, в 1795 году, когда до такого же приблизительно способа додумался парижский пекарь и кондитер Франсуа Аппер.

В 1798 году он организовал первые опыты фабричного производства мясных консервов. Опыт удался. Специальная комиссия нашла, что в течение восьми месяцев прекрасно сохранились: мясо с подливкой, крепкий бульон, молоко, зеленый горошек, бобы, вишни и абрикосы.

Консервы Аппера, приготовленные в 1813 году, были доставлены на Лондонскую выставку в 1857 году, то есть через сорок четыре года. Содержание банок оказалось в отличной сохранности.

На северной оконечности Земли Франца-Иосифа находится мыс Флора. Этот мыс лежит на пути следования полярных экспедиций. Ежегодно туда завозят провиант и устраивают склады для будущих путешественников. Каждая экспедиция, попадающая на мыс Флора, знает, что там ее ждут запасы пищи, одежды, пороха. Все эти склады снабжаются главным образом консервами н банках.

L