Вокруг света 1983-03, страница 58ские новости последних месяцев или местные политики — недаром слово «шницельбанггг ведет свою этимологию от старого слова, означающего «городской глашатай». Если клики обычно готовят «сюже ы» месяцами, то шницельбанггя — мастера экспромта. Но и от них требуется, чтобы глав пые темы сатирических выступ пений были представлены на рассмотрение специального жюри в пятницу накану не карнавала Жюри обязано блюсти строгость стихотворной формы и рамки приличий. Наконец, ecie ^а фаунах ie и «неорганизованные» маски-одино 'ки — так называемые иайнцельмаске». Они вольны шить себе любые костимы — и ультрамодерные, и традиционные. Но если уж индиеидуалист-самоччнец ьыбрал традиционное одеяние — например, «альте танте» («старая тетушка») или «критте» («смазливая девчонка»), тогда и вести себя он должен в соответствии с каноном А канон повелевает маскам-одиночкам «интриговать», то есть зубоскалить над прохожими, беззлобно задирать их, вышучивать... v. /чаониними карнавала вроде разо брались. Как же проходит фаснахт? . .Четыре часа утра. Обычно Базель о это время еще спит. Но во второй понедельник великого поста обычный порядок вещей и течение жизни нарушаются самым решительным образом. Кафе и бары открыты, улицы деловой части Базеля — а фаснахт разворачивается именно в деловой части этого старинного города — заполнены народом. Зрители замерли в ожидании: вот-вот, с четвертым /даром часов, начнется «моргештрайх» — «утренний ход». Впрочем, это слово переводится еще и как «утренняя выходка». Бьют часы, и во всех домах Бабеля, на улицах и площадях гаснут огни. Темнота обрушивается на город как гром небесный, и.г в ту же секунду в воздухе рождается музыка клик: медленная ритмическая мелодия, странно сочетающая и маршевый мажор, и томность бального танца Тиу-тиу-тиу...— плачут флейты. Брум-бром-брам...— твердят свое важные барабаны. А вот и музыканты. Они гуськом движутся сквозь толпу — в диковинных костюмах, в масках — то могильно-мрачных, то сардонически-оскаленных, то клоунски-беззаботных, . то элегически-грустных. Маски освещены фонарями, которые участники процессии несут, укрепив на головах. Минута-другая, и толпа зрителей устремляется за процессией- Так и будут они двигаться по городу... Будут вторгаться в кафе, рестораны, слушать песни, сатирические стихи, выкрикивать лозунги. Ненадолго присядут за столики, чтобы подкрепиться и вкусить освященные веками постные фаснахт-ские блюда — жидкую мучную похлебку и луковый гырог... Фаснахтом руководи- «комиттее», в состав которого входят представители самых славных и самых старых клик. Комитет /страивает распродажу карнавальных значков и распределяет полученные средства между кликами. Комитет присуждает кликам очки: за вклад в подготовку карнавала, за оригинальность «сюжетов», за талантливость, за мастерство в изготовлении масок, костюмов и фонарей. Счет ведется на специальном стенде, в зависимости от количества очков клики и получают большие или меньшие денежные суммы. (Оценивается даже количество участников клики и то, сколько раз она продефилировала мимо стенда.) Наконец, нечего и говорит^ что именно комитет следит за соблюдением правил приличий во время фаснахта. Общие черты, роднящие карнавалы разных стран и народов, известны с давнкх-предаьних времен. Это особое участие к бедным и сирым мира сего, уход от будничной рутины, обычай делать друг другу подарки. В том, что фаснахт в Базеле смещен на неделю относительно масленицы в соседних странах, проявился мятежный дух баелеров Не будем путать начало великого поста, масленичную кутерьму и — н а ш карнавал, когда-то решили они. Масленица ^ масленицей, а моргештрайх сам по себе. Так и повелось... Баслерам не чужда самокритика и самоирония. Они любят подшутить над собой, над собственными «незыблемыми» традициями, над своим «детским», как они считают, отношением к жизни.
|