Вокруг света 1983-05, страница 45Хозяин позвонил в таксопарк и назвал адрес, однако там извинились, но ехать отказались. Внезапно наш друг просиял: идея! Через несколько минут он вернулся весьма довольный. — Пошли! Я нанял охрану. — Охрану?! — Ну да, масая. Их сейчас много в Найроби. У нас один служит сторожем. У подъезда нас ждал мальчишка лет тринадцати в резиновых сапогах. Он смотрел на нас без улыбки и даже не кивнул в ответ на приветствие. Наверное, не понимал ни по-английски, ни на языке кикуйю. Сложенное узкой полосой солдатское одеяло переброшено через левое плечо. В руках ма-сайское копье с длинным и широким лезвием-мечом. Копье было выше его владельца раза в полтора. При свете фонаря я увидела, что волосы у него довольно короткие и не заплетены в косички — мальчику было еще далеко до возраста ильморана-воина. Как четырем взрослым людям идти под защитой малолетнего?.. Хозяин улыбнулся: — Не забывайте, что это масай. Мы шли, тихо разговаривая, а страж — на два шага впереди, не оглядываясь и как бы не обращая на нас внимания. Равномерно чавкала грязь под его резиновыми сапогами, и, когда мы пересекали узкие полоски света от редких фонарей, сверкало ярко отполированное, наточенное, обоюдоострое лезвие его копья. Да еще поблескивало тело, натертое жиром. Группа людей у ограды стройки притихла, увидев нас. Раза два нас освещали электрическим фонариком, но лучик натыкался на копье и на невозмутимое красноватое лицо юного масая. Фонарик гас, и быстрые удаляющиеся шаги затихали в кустах. На широкой улице под фонарем стояло несколько такси, и мы уехали». Конечно, деятельность масаев в го родах не исчерпывается обязанностями охранника. Есть уже масаи-юрис-ты, врачи, масай-журналист. Есть, но очень мало. По-прежнему большинство масаев относится свысока к любому труду, кроме скотоводческого или воинского. Приходя в города, нанимаясь на работу, молодые воины-ильмораны собираются, прикопив денег, купить скот и вернуться в родные места. Они не покупают европейской одежды, современной утвари. Только транзисторные приемники и электрические фонарики завоевали их уважение. И к сожалению, по-прежнему они не видят в своих соседях — кенийцах и танзанийцах — сограждан. А ведь свое место в новой жизни они смогут найти только в сотрудничестве с соседями. Поймут ли это они? И как скоро? В конечном итоге от этого зависит их будущее — неподвластное богам, но подвластное людям, тем, кто пасет скот, и тем, кто возделывает землю. |