Вокруг света 1983-09, страница 17

Вокруг света 1983-09, страница 17

ДЕГУСТАЦИЯ

Это был жаркий летний день, тот самый, характерный для начала августа степной части Крыма, когда пение жаворонка сливается со звоном в ушах от нестерпимой жары, лишь изредка смягчаемой легким дуновением непонятно откуда взявшегося ветерка. Большинство виноградников в эту пору еще не подают признаков созревания.

И вдруг, как в сказке, на длинном дегустационном столе устанавливаются тарелки, заполненные спелыми виноградными гроздьями разных сортов. Тут и Новоукраинский ранний с розовыми круглыми ягодами внушительных размеров, и соперничающая с ним по величине и красоте Таврия, крупные ягоды которой отливают загадочным черным блеском. Рядом с ними белые ягоды Сверхраннего бессемянного Ма-гарача.

— А знаете, что характерно для всех сортов винограда, которые лежат сейчас на столе? — спрашивает Павел Яковлевич, и в глазах его я замечаю хитринку.

— То, что они созревают раньше других сортов?

Ученый смеется, но неожиданно говорит так, словно именно мною сделано это открытие:

— Да, да, вы правы. Это очень важно, что виноград может созревать на месяц или два до наступления осенних дождей. Ведь это значит, что его успеют убрать до появления болезней, характерных для сырой погоды. Но сорта, которые вы видите сегодня, объединяет еще и то, что они имеют высокую урожайность, более ста—ста двадцати центнеров с гектара. А попробуйте их на вкус! Вот хотя бы эту гибридную форму...

Мы пробуем темные ягоды, и Павел Яковлевич тут же комментирует:

— Сегодня только пятое августа, а в ягодах уже восемнадцать процентов сахара. К концу месяца будет двадцать девять. И обратите внимание на тона шоколада и сливок во вкусе.

Пока мы беседуем, эксперты пробуют виноград, представленный здесь из Одессы, Донецка, Молдавии, разных районов Крыма; оценивают их по десятибалльной системе. Взятые для контроля мировые эталоны ранних сортов Шасла белая, Мадлен Анжевин, Пино черный и Алиготе снимаются с дегустации из-за невызревания ягод, в то время как Сверхранний бессемянный Магарач получает 8,4 балла и рекомендуется для детского питания, Таврия — 8,8; ранний Магарач — 8,0; Мускат Янтарный — 8,6.

Я боюсь задерживать профессора Голодригу долгим разговором и потому задаю последний вопрос:

— У вас есть много интересных опытных сортов, а когда же они будут на виноградниках и есть ли возможность перевооружить, если можно так

выразиться, все виноградарство только высокоценными?

— Во-первых, многие из выведенных нами сортов уже давно размножаются в Молдавии, на Украине и в Закавказье. Правда, пока очень медленно, потому что необходимо строительство крупных питомниководческих хозяйств. Они уже созданы у нас в Крыму и в ряде других районов. А во-вторых, пойдемте со мной, я вам кое-что покажу.

Мы проходим через большую комнату и попадаем в помещение, напоминающее собой чуланчик. Здесь все заставлено рядами пробирок. В каждой — тоненький зеленый стебелек с маленькими виноградными листочками. Комната освещена люминесцентными лампами, создающими впечатление таинственной каморки с чудесными превращениями. Люди в белых халатах кажутся чародеями.

И, как бы подтверждая мои мысли, Павел Яковлевич рассказывает:

— Ростки, которые вы видите в пробирках, появились из одной клетки. Дело в том, что у каждого растения есть так называемая точка роста, откуда начинают появляться новые ростки. Так вот в этой точке роста находится меристематическая ткань, которая и дает жизнь побегам. Ученые открыли, что каждая клетка этой ткани может дать росток. А этих клеток там тысячи. Стало быть, из меристематической ткани одного растения можно получить тысячи других с теми же свойствами. Но мы хотим еще большего.

Меристематической ткани, к сожалению, очень мало в точке роста. Ее количество можно сравнить разве что с кончиком иголки. Зауо вокруг нее находится огромное количество молодой соматической ткани. И если бы нам удалось использовать ее клетки, а это теоретически возможно, то из одного растения можно было бы произвести миллионы других. Тогда проблема размножения была бы решена, так как уже на второй год полученные таким способом виноградные растения дают урожай. Над этим мы сейчас и работаем.

Переполненный впечатлениями от увиденного, я покидал отдел селекции и представлял себе луга, на которых высажены миллионы лоз прекрасного сорта, где-то стрекочут комбайны, скашивая виноград, где-то по рельсам едут портальные краны с усиками антенн, где-то ходят дети," собирая виноград, как малину.

Я думал об этих проектах ученых, слушал споры о том, как их осуществить. Каким из них суждено раньше увидеть жизнь, решают экспертные комиссии, но сейчас ясно одно, что будущее виноградарства фантастически интересно, если делать его совместными усилиями, смело и настойчиво.

Крым

ЗАГАШИ ПРОЕКТЫ ОУНРЫТШ

ИЗ ЖИЗНИ ГИГАНТОВ МЕЗОЗОЯ

Конечно, изучив зубы ископаемых звероящеров, можно установить: одни перетирали какую-то тропическую растительность, а другие съедали мясо себе подобных чудовищ... Ну а что можно сказать о подробностях их быта через 200 миллионов лет?

В этом отношении повезло группе японских палеонтологов, сотрудников Национального музея естественной истории города Йокосука. В прибрежной зоне острова Хоккайдо ими обнаружен сплющенный скелет гигантского морского ящера. Он попал под оползень и хорошо законсервировался. На месте его желудка обнаружены отпечатки жертв неуемного аппетита хищника — мелких рыб и осьминогов. Кости рыб сильно повреждены, и судить, к какому виду они принадлежат, на каких глубинах обитали, трудно. А вот об осьминогах есть что сказать. Оказалось, этот вид и по сей день обитает в Тихом океане, предпочитая держаться на солидной глубине, чаще всего более километра. Выходит, звероящер был превосходным ныряльщиком.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ

Долгое время древние индийские храмы Витала и Махешвара в штате Карнатака представляли для ученых неразрешимую загадку. Гранитные колонны, подпирающие каменные крыши в главных залах, при ударе ладонью издавали звуки, напоминающие не только барабан, но и духовые инструменты. Умельцам удавалось извлекать даже мелодии, ударяя по ним бамбуковыми палочками и руками. Со звуковыми эффектами также оказались колонны некоторых других храмов.

Вероятно, восемь и более веков назад в Индии существовала какая-то устоявшаяся традиция в сооружении столь необыкновенных «музыкальных инструментов», а зодчие обладали тонким искусством их создания.

Современные специалисты по строительной технике помогли историкам разобраться в природе необычного явления. Секрет скрывается в конструкции фундаментов, на которых стоят колонны. Складывались они из больших глыб спеченной глины с добавками песчаника. Искусственные камни получались пористыми как пемза, но достаточно прочными. Звучат же они лишь при определенной массе колонн.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Белые халаты 1983
  2. Комбайн сбора ягод сделай сам

Близкие к этой страницы