Вокруг света 1984-03, страница 54

Вокруг света 1984-03, страница 54

таких же знаменательных собы тий.

В более ранние времена не строили специальных стадионов для коррид, а устраивали представления на самых больших площадях. Напри

Собственно говоря, в Португалии распространена не коррида, а «тоу-рада». Хотя и то и другое назы вают боем быков, вообще-то ника кого сражения между животными не происходит, и на арену быков вы

мер, в Лиссабоне к корриде готовили или площадь Росиу, или Террейра ду Пасу.

По периметру площади сооружались гигантские трибуны, скамейки обивали шелком, столбы покрывали золоченой краской, над почетными ложами натягивали пологи с разноцветными кистями и украшали зна менами Высокопоставленные се мейства смотрели представления, устроившись у раскрытых окон ко ролевского дворца. Корриде предшествовали спектакли с танцами под музыку, а уж потом на площадь выезжали первые кавалеры, сопровождаемые дюжиной лакеев. Так начиналась коррида в XVII веке, и в ней участвовали только отпрыс ки знатных семей. А корриды с профессиональными исполнителями ведут свою историю с XVIII века, то есть с относительно недавних времен.

пускают по одному. Но только не в Вила-Франка-ди-Шира. И знаменит этот городок, расположенный в тридцати километрах к северу от столицы, своим «колете энкарнаду». «Алый жилет» — так переводится название праздника, посвященного пастухам, которые выращивают быков для тоурады на землях муниципалитета Вила-Франка. Но прежде чем произойдут основные события на арене «Пальа Бланко», начинается парад пастухов на улицах городка. Медленно едут они на лошадях. Поверх белой льняной рубаш ки - алый жилет, на голове зеленый фригийский колпак с помпоном, на ногах гетры и до блеска начищенные черные башмаки с медными пряжками, в руке — четырехметровый шест, а к луке седла приторочено лассо. Кругом шум, приветствия, крики, мальчишки бегут рядом, стараясь подержаться за стремя, а

всадники, невозмутимо торжествен ные, движутся в этой суматохе, устроенной в их честь.

Три дня в конце первой недели июля длится в Вила-Франка этот праздник.

И на это время улица, ведущая к площади возле «Пальа Бланко», ме няет свой облик. На перекрестках щиты из толстых досок закрывают проходы на соседние улицы, мостовая посыпана опилками, публика посолиднее загодя занимает удобные места, а молодежь, как петухи на насесте, устраивается поверх щитов. И все с нетерпением ждут начала тоурады — «ларгады». Вот в конце улицы послышались крики: «Пошли, пошли!» Это значит, что выпустили молодых бычков, которым ничего не остается, как только бежать вперед по узкому проходу под свист, улюлюканье и крики зри телей. Вот тут-то поклонники острых ощущений и стараются пока зать свою удаль: одни, стремглав, бегут впереди быков, другие, поддразнивая животных, тем не менее примериваются, куда можно будет отпрыгнуть, дабы избежать нежела тельного контакта с рогами и твердым лбом рассерженного животного. Так проходит ларгада. А затем собы тия разворачиваются на «Пальа Бланко».

Публика неистовствует, анлоди рует. приветствует, ахает, негоду ет, возмущается, освистывает. Ка жется, человек и лошадь слиты воедино. Кентавр гарцует вокруг быка, роющего копытами песок арены. Кавалейру, бандерильеру, тоурей-ру. Мулеты, фарны, пассы. Все это — тоурада, или коррида, или бой быков. Как хотите, так и называйте. Тысячи раз описанные, сотни раз отснятые на пленку акты спектакля. Кроме разве двух особенностей, существующих лишь в португальской тоураде: здесь быков не убивают. и в конце выступают форка даш.

Как правило, это любители, а не профессионалы. Они выходят на арену последними. Становятся друг за другом в затылок — шестеро фор-кадаш против одного быка. Старший группы — «кабу» - занимает первое место в линии. Он делает шаг вперед, почему то всегда при этом поправляя на голове колпак с помпоном, подбоченивается и кричит: «Э, тоуру браву!» — «Эй, смелый бык!»

Мол, иди на меня, отважный бык. попробуй, померимся силами! Потом делает еще один шаг и еще. Как правило, бык не ждет, принимает приглашение и бросается, опустив голову, на храбреца. И когда до столкновения остается буквально доля секунды, «кабу» грудью вперед бросается на голову быка: тело его точно укладывается между рогами, руки обхватывают шею жи

52