Вокруг света 1984-03, страница 51

Вокруг света 1984-03, страница 51

едут на верблюдах, женщины на ослах. На быков нагружены кровати, циновки, одежда, просо в гигантских сосудах из тыквы — калаба шах

Разбивая стоянку, женщины преж де всего разгружают вьючных животных и начинают строить сууду — ветровой заслон из сухих веток. Мужья тем временем стреноживают верблюдов и затем, усевшись на песке, ожидают, пока супруги натаскают топлива, разведут костер, принесут воды и сварят чай. Мужчи ны попивают чай, а женщины между тяжкими жерновами мелют просо, ^оят коров и начинают варить кашу. Прежде чем начать кормить детей, они обязательно их помоют — как бы ни было мало воды.

Самое тяжкое время для водабе — когда кончился сухой сезон, но дож ди еще не начались. Травы выгорели, вода сохранилась лишь на дне самых глубоких колодцев, а от одно го источника до другого — многие дни пути. Стоячий воздух тяжел и душен, а грозы и долгожданной влаги все нет и нет. Водабе кочуют следом за облаками, редкими на белесом от зноя небе.

Голодные коровы перестают да вать молоко, и кочевники продают скот за бесценок на деревенских ба зарах, чтобы купить малость проса. И эти заботы лежат на женщинах. Жизнь их нелегка — но разве легче жизнь женщины в любом другом ко чевом племени Сахеля?

Но есть и важное отличие: в пле мени водабе не парень сватается к девушке, а она сама выбирает буду щего мужа. Поскольку женщин в племени больше, чем мужчин, а муж нужен всем, уважающий себя водабе старается прокормить несколько супруг. Но все дети именуют мате рью только первую жену. И ее выби рают с младенчества для будущего мужа старейшины на празднике «ворсо».

...Когда проливается первый лег ний дождь, долгожданный и слабый, оживают люди, скот И трава стре мительно появляется на безжизнен ных еще вчера просторах.

Роды водабе, рассеянные по Сахе лю, начинают свой путь к северу навстречу нарождающемуся поясу

свежей травы. Все ближе сходятся они на тропах Сахеля, и, когда со бралось все племя, приходит время праздника ворсо.

Женщины водабе убраны для праздника, по африканским мер кам, скромно: ожерелья, кольца, серьги, совсем немного краски. Зато молодые люди разодеты в пестрые ткани, губы их начернены соком колючки, светлой краской подчеркнута линия носа. Разноцветные бусы, массивные серьги, а за поясами — кинжалы в красных кожаных нож нах.

Встав в круг, юноши танцуют, медленно перебирая ногами, хлопая в ладоши и подпрыгивая. Час длится танец женихов, два, три... Все это время девушки сидят под кустами в тени, оценивая танцоров. Наконец одна встает и подходит к избрании ку. Внимательно смотрит ему в глаза, а он ни на мгновение не прекращает танца, потом хлопает его по плечу.

Выпало одно звено из цепи танца, круг вновь сомкнулся чуть поуже.

Тем временем старейшины часами ведут сложные расчеты линий род ства и. лишь придя к общему решению, обручают детей, едва вьгшед ших из колыбели. Для такой высшей математики потребовалась бы ЭВМ,

но, поскольку в обиход водабе она не вошла, старейшины пользуются разноцветными камушками и бусами, раскладывая их перед собой на песке в сложнейших сочетаниях. Главное — будущие муж с женой должны быть двоюродными братом и сестрой по одной линии.

Жениха с невестой пока даже и не показывают друг другу — все равно ничего не поймут, но родители их уже начинают первые переговоры. Потом, при следующих встречах, будущих новобрачных постепенно познакомят.

Вечером старейшины скрепляют брачные союзы — и вычисленные, и появившиеся во время танца. Разжигают костры, режут скот, жарят туши на вертелах. Раз в году едят водабе мясо, ведь праздник ворсо бывает раз в году. Всего три дня.

А потом водабе расходятся вновь по Сахелю. Но прежде чем расстаться на год, они выпивают традиционные три стакана чаю.

Первый — крепкий, как любовь. Второй — сладкий, как любовь. Третий нежный, как дружба.

Ведь все водабе — родственники, потомки Али и Дегериджо. И друзья, хотя видятся они только раз в году.

По материалам иностранной печати.

Л. ОЛЬГИН