Вокруг света 1984-04, страница 35

Вокруг света 1984-04, страница 35

мянутые каменные ящики, но отли чались более крупными размерами. А кроме костей погребенных, в них находились глиняные сосуды и даже оружие.

По-видимому, каждая курганная группа служила родовым или общинным могильником обитателей одного большого дома. Но как при жизни в доме они занимали разное положение, так это было и теперь, после смерти. Их хоронили по разным обрядам. И это точно не греки. «Огре чившиеся», но не греки! Похоже, этих людей откуда-то переселили, снабдив необходимой утварью, сельскохозяйственным инвентарем, вручив «типовой проект», по которому они построили свой поселок. Они должны были обрабатывать землю, разводить скот, а полученный продукт вывозить на берег моря, куда от поселка вела прямая дорога. Поселок просуществовал лет 50 70, погибнув в конце IV века до нашей эры. Ни одна монета, ни один черепок не выходили за пределы таких датировок.

Итак, здесь жили сатархи?..

В пользу такого предположения свидетельствовало все: территория хозяйство, незащищенность от сто пи, использование сырцового кирии ча. Но главное — курганы.

Откуда у земледельцев равнин может появиться курган? Могиль ный холм — всегда «жилище пред ка», знак, отмечающий границы родовых территорий кочевых племен. Если идти в глубь истории степных народов, в их прошлое, можно уви деть, что курганы присущи лишь гем животноводам степей, чьи предки некогда спустились с гор. Они служили чем-то вроде «моделей» гор, воспоминанием о древней родине, куда согласно поверьям уходили души умерших. Со временем иервона чальное значение насыпи забылось, появились новые ритуалы и символы. Стоит вспомнить остатки тризн и приношений возле символических погребений, где лежат раковины морских моллюсков, чтобы понять, как глубоко успело войти море в быт и жизнь обитателей этого поселка. Душам умерших требовалось при носить теперь не только плоды зем ные — мясо, хлебные лепешки, воз лияния вином и маслом, но также дары моря...

Не правда ли, интересно, что. восстанавливая вехи истории живших здесь людей по их погребальному обряду, мы словно бы повторили исто рию сатархов-тафриев: сначала жителей степей и предгорий (курганы, скотоводы), затем — переселенцев на морское побережье, наконец, земледельцев и рыбаков, зависимых от Херсонеса... Кстати, это подтверждается и временем возникновения поселка. Именно в IV веке до нашей эры у херсонеситов начинаются в северо-западном Крыму столкнове-

3 «Вокруг свега» № 4

ния со скифами и на берегу возводятся укрепленные поселения.

Все сходилось: указания древних авторов, археологические находки, расчеты ученых. Сатархи становились явью. А вместе с тем открыва лась заманчивая возможность объяснить присутствие в курганах многочисленных каменных ящиков без погребенных.

Листая сочинения древних авто ров, вчитываясь в их беглые упоминания о сатархах, чувствуешь неуверенность, с которой они называли этот народ то «тафриями», то «тав ро-скифами», то просто «таврами», смешивая их, таким образом, с коренными обитателями Крымских гор, известными в древности разбойниками, не гнушавшимися человеческими жертвоприношениями. Вряд ли в таком смешении виновато лишь созвучие имен. Скорее наоборот. Археологические наблюдения тоже указьюают если не на тождество, то на близкое родство тавров и сатархов. Тавры хоронили своих умерших в горах именно в каменных

ящиках! Правда, горные тавры курганов не возводили...

Но разве А. Н. Щеглов раскопал настоящие курганы? Ведь насыпь сооружалась раньше, чем устраивалась могила! Если принять гипотезу моделирования «страны предков», то следует признать, что в сознании обитателей поселков эти невысокие земляные насыпи олицетворяли собой горную страну предков, куда должны отправиться души умерших. Можно пойти и дальше, предположив, что в этих каменных ящиках погребалась не только душа, но внутренности и мозг умершего, от которых, конечно, не осталось следов. Само же тело мумифицировалось, и по прошествии определенного времени его отвозили в горы на древнее родовое кладбище. В таком случае единственный покойник, который оставался в склепе, мог быть жертвой, которой как бы освящалась могильная насыпь.

Так произошло открытие сатархов — народа, о котором еще недавно мы знали только его имя.

Среди батумских любителей старины появилось еще одно увлечение — реставрация некогда популярных инструментов. И вот на улицах приморского города снова звучит шарманка...

Фото А. ТАЗИЕВА