Вокруг света 1984-04, страница 49

Вокруг света 1984-04, страница 49

ти полностью вытеснили волов с повозками и стали главным транспортным средством не только в пустынных, но и в прилегающих степных районах. Вообще-то нетрудно и верблюда впрячь в повозку, как это порой делалось в Азии. Может быть, в отрицании колеса сыграла роль конкуренция — «седельники» не желали делить доходы с «повозочниками»— ведь на телеге-то увезти можно втрое больше, чем вьюками.

Потому на огромной территории, от Испании до Пакистана, верблюд, вьючный и верховой, оставался серьезным конкурентом гужевого транспорта до девятнадцатого века.

Широкое использование североаравийского седла, увеличение числа перевозок на верблюдах вызвали быстрый рост городов на пути следования караванов. Это определило и развитие транспортной системы в этих странах: дороги были без покрытия, с мягким грунтом, специаль но их строить не приходилось. Все усилия направлялись на возведение мостов, рытье колодцев, на обеспечение безопасности караванов вдоль традиционных маршрутов...

Веками Египет был главным поставщиком верблюдов для бедуинов Иордании, Сирии, Ирака, стран Аравийского полуострова. В последние полвека ситуация переменилась: импортируют верблюдов в основном из Судана, где их поголовье достигает почти трех миллионов.

Семьи суданских кочевников продают ежегодно часть животных, чтобы покупать просо и сорго. Торги происходят на небольших местных рынках. Главная фигура здесь и в наши дни — перекупщики. Постепенно они формируют дабу-уку — стадо из ста — ста пятидесяти животных. Профессиональные проводники, которые отлично знают местность, как встарь, перегоняют стада.

У туарегов сёдла очень простой конструкции.

Порой путешествие длится не од ну неделю. С собой берут и воду, и еду, и дерево для костров — ночи-то холодные!

...Шумит верблюжий базар, уво дят погонщики верблюдов к новым хозяевам. Но тщетно искать на базаре торговцев с набором разнооб разных седел. Ремесленников-седельников всегда было немного: они работали по индивидуальным заказам.

И все-таки профессия седельника не отмирает.

Слава верблюдам за то. что у них горб. А то и два!

Луки североаравийских седел мастера вытесывают из акации.

47