Вокруг света 1984-05, страница 50

Вокруг света 1984-05, страница 50

после Севера мир южной степи и гагаузской деревни вошел в меня так резко, что я чуть не задохнулся... Одежда, избы. хлеб, язык все иное!

Теперь уже четверть века Петр Влах живет среди гагаузов.

Так как я приехал к художнику, чтобы узнать о его чудесных тыквах, наш разговор все время возвращался к ним В доме Влаха тыквы, превращенные мастером в кувшины и вазы, с горлышками в виде голов разных животных, в солонки, перечницы и ковши с затейливыми ручками, стояли и висели повсюду наполняя комнаты каким-то особенным солнечным светом. И пили мы за обедом молодое вино из тыквенного сосу та. на горлышке которого был выжжен черный на золотом фоне - чабан, пасущий овец..

А знаете, как я впервые увидел ли тыквы? вспоминал мастер. Как-то пошел купаться с мальчишками на пруд. Вместе с нами, не боясь глубины, плавали пяти-шестилетние детишки. Я заметил, что на поясе у них болтают-

ЛЕОНИД ЛЕРНЕР Фото ПЕТРА ВЛАХА

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЫКВЫ

{■приехал в районный молдавский Г1 центр Комрат к гагаузскому I Iхудожнику Петру Влаху и застал У|его собирающимся в дорогу. Уже много лет он путешествуй! по окрест ным селам изучая вес то связано с бьпом. фольклором и искусе 1йом i а га у зов, этого маленькою народа с давней И Загадочной т ЮриеЙ ' Ни больШс всею во время У1ич странствий Петра Влаха интересуют сосуды из тыквы, которых еще так недавно было полным-полно в гагаузских домах и дворах...

Десять лет назад в Кишиневе на выставке новых произведений декоративно-прикладного искусства народных

1 О гагаузах их жизни быте рассказывалось в очерке В Орлова «Саалык. raia-уз!» «Викри с во а» Лу 2

БИОГРАФИЯ РЕМЕСЛА

Мел-крип .Молдавии винилит спецпа jnciub и nocci и I елей при и. к-кли легкие, как перо золотистые сосуды, орнаментировании! выжиганием Они были представлены молодым гагаузским художником Петром Влахом Зрители собирались возле невиданных доселе прсдметь выполненных из тыквы Впрочем, если бы hi пояснения к экспо ни1<1\. вря,.', л1 многие югадались бы, какой природный A'.aicpna^' послужил огновой 1,л ь paooioi художника до юн. оноiI изированным вышел из рук мастера oi ородныи плод

Поясню, о какой тыкве идет речь. «Посудная», или, как ее еше называли, «бутылочная», тыква во многом отличается от той, «съедобной», что растет на наших огородах. Введена в быт человека много тысячелетий назад -ее знали в Европе. Африке. Америке. Широко она была распространена до недавнего времени и в южных районах Украины и Молдавии

Петр Влах которому nei tuu и соро ка. «первые vвидел «посудную» тыкву в юности

Негр родился в raiavacKOM селе, но детство провел на ^рале Вернувшись в Буджакскую степь подростком, он ощутил вдруг такое, чего другой гагаузский мальчишка, никогда не отрывавшийся от родной земли, вряд ли мог почувствовать.

- Мне пришлась по душе молчаливая ясность Севера, нравилась природа Урала,— рассказывал художник.— Мою память до сих пор волнует сумрак леса, ею таинственные шорохи. Но

си какие-то продолюватыс шары-по плавки Мальчишки мж обьясняют: это, мол, тыквы, растут в огороде сначала зеленые и тяжелые, как арбуз, а когда высыхают на солнце, становятся легкими и пустыми — только семечки гремят

Среди бесчисленных предметов гагаузского быта, новых для глаз пытливого подростка, именно тыквы поразили его раз ь навсегда. Он натыкался на сусаки сосуды из тыквы - всюду: в одних держали ложки, соль. муку, пе рец, чеснок («в тыкве всегда сухо», объяснили мальчику), в дру! их вино, растительное масло, молоко («тыква сохраняет свежесть»), в третьих сосудах женщины носили в поле мужьям-трактористам родниковую воду («в тыкве вода всегда холодная»)... Петр шел в огород и смотрел, как растут и сушатся на заборе удивительные плоды. Ему не верилось, что, отрезанные от корней и превращенные в предметы быта. они остаются живыми «Он дышит, говорил отец про кувшин, из которого пил вино, вино дышит вместе с ним и потому не умирает».

Приехав с Урала в самом конце лета, Петр с нетерпением ждал весны, чтобы увидеть, как сажают будущие сосуды. Их сажали как картошку, только семечком — каждое в отдельную ямку. Потом он наблюдал, как плоду, едва тот родится, придают определенную форму: перевязывают, чтобы образовалась ручка ковша или горлышко кувшина, либо подвешивают, чтобы удлинить его.