Вокруг света 1984-06, страница 40

Вокруг света 1984-06, страница 40

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

мы договорились с экипажем Ми-8 о том, что, прибыв на Бикаду, сразу пойдем севернее, в предгорья Бырранга, к дальнему стаду овцебыков. Олег Канарский обвел карандашом район нахождения стада — в предгорьях Бырранга, севернее реки Малахай-Тари. Отметил он и другое место на карте, южнее стационара, где находилось ближнее стадо. Мы видели его сегодня при подлете к Бикаде.

— Возьмите ружье,— напомнил командир вертолета.— Там, в горах, могут быть волки.

На отстрел хищников мы имели разрешение.

Стадо нашли быстро в сорока километрах севернее стационара. Вертолет низко прошел над ним и сделал вираж на второй заход. Надо было еще раз пересчитать всех животных и особенно новорожденных телят, сфотографировать их. От шума машины звери крутанулись на склоне, сгруппировались и моментально ушли на ближайшую каменистую сопку, где образовали круговую оборону. И тут буквально из-под ног овцебыков, как показалось, выскочил волк. Хищник почуял в надвигающемся звенящем звуке смертельную опасность и на махах пошел по склону в сторону ущелья. Мелькнула мысль: «Неужели он основательно привязался к стаду? А сейчас отел...» Виктор Черноус, сидевший у двери Ми-8, опоясался страховочным ремнем и был готов к выстрелу. Раздался сухой треск дуплета. На секунду машина зависла у земли, ребята выскочили и забросили тушу. Это был крупный самец. v

...Вечером этого же дня улетела с базы предыдущая смена. Когда смолкли последние звуки уходящего вертолета, нас оглушила звенящая тишина. Теперь на сотни километров мы были в тундре одни...

Осматриваемся в жилом доме, проверяем, работают ли рация, снегоходы, электростанция, не дымит ли печь. Надо втягиваться и в поварское дело, поддерживать на реке в двухметровом льду отдушину для заготовки воды.

Уже полночь. Первый рабочий день получился у нас длинным, утомительным. Решили заняться исследованием добытого волка. Интересно узнать, чем он питался, находясь вблизи стада овцебыков. Вскрыли желудок. И ахнули. Мое опасение подтвердилось. Сколько же он успел задавить телят? Одного, двух? Теперь нам стало ясно, почему во втором стаде так мал приплод. Мы хорошо знали, что некоторые самки приносят телят вне стада, и потому им трудно защищать в одиночку беспомощных малышей от хитрых и сильных хищников. Только по истечении нескольких часов самки с уже довольно окрепшими и смышлеными телятами присоединяются к стаду, к которому волки боятся близко подходить.

13 мая. Вечером выехали втроем на вездеходе к ближайшему стаду. Больше всего нас интересовала Пятница,

которая родилась и выросла уже на таймырской земле и только что принесла потомство. Сегодня ее теленку исполнилось три дня. Взяли с собой палатку, примус, продукты, фотоаппаратуру, бинокли, секундомеры... День выдался солнечным, морозным. Быстро проскочили до реки Нюрай-Тари.

Стадо отдыхало на высоких чернеющих сопках левого берега. Здесь возвышенная тундра изрезана глубокими оврагами, почему и получила название «Белые яры». В этом местечке часто встречаются дикие олени, волки, песцы, куропатки. Полюбили яры и овцебыки. Интересно то, что на ярах перед началом гона собираются в огромные стаи зайцы-беляки. Иногда подскочишь сюда на полном ходу — и сорвется с места огромная ватага зайчишек, порскнут по склонам россыпью, словно ринутся в атаку...

Недалеко от стада овцебыков разгрузили прицепные санки снегохода. В укромном местечке поставили белесую, под цвет тундры, палатку, рядом установили на штативе фотоаппарат. Вскоре Виктор уехал на базу, вернется за нами завтра вечером. Я с Николаем приступил к наблюдениям. Началась кропотливая, нелегкая работа: непрерывно смотреть в бинокль, затем — подробная запись, зарисовка и фотографирование зверей. В палатке МЫ[ грели руки и лица у горящего примуса, отогревали и фотоаппараты, которые плохо работали на сильном морозе.

Овцебыки отдыхали долго. Наконец часа через четыре взрослые самки стал^ вставать. Они лежали отдельной группой. Тут же вскочили телята и побеж а-ли к ним. Началось кормление. Теперь в руках у нас, кроме биноклей, секундомеры. Успевай только фиксировать. Подросших телят самки кормили непродолжительно. Порой лобастый крепыш так рьяно поддавал в вымя, что м ать не могла спокойно стоять. И самки гнали таких телят прочь, заставляя их тем самым почаще притрагиваться к подножному корму.

Пятница кормила своего еще не; совсем окрепшего теленка в стороне от сородичей. Она опасалась их. Все время оглядывалась по сторонам. В ид у нее был грозный, отпугивающий. Малыш беспрерывно тыкался в вымя. Черненький, курчавый, он почти скрывался в длинной шерсти матери. Кормление длилось ровно четыре минуты. Потом Пятница обернулась к теленку, облизала его мордочку. Контакт межд;/ ними явно усиливался...

В ночные часы наблюдений сильно донимал мороз. Овцебыки же чувствовали себя прекрасно. Кажется, им даже жарковато: лежат пластом, вытянув ноги и положив голову на сн<гг. Прекрасно переносят мороз и ново»рожден-ные телята. Но не только густо»й курчавый мех защищает их от холода.

Вспоминаю случай, когда наблюдал на Бикаде первый массовый о»тел овцебыков в загонах. Утром я и лаборант Сергей Алабугин сидели на, высокой

зас неженной сопке и следили за стадом, которое находилось поблизости, на берег овых склонах. Два теленка в стаде смотрят в нашу сторону и мычат. Не поймем, что им надо. Приподнялись. Ба! Под сопкой рядом с нами — самка, и около нее только что появившийся на свет малыш. Вот кого видели телята в счгаде — своего нового собрата. Мы затаились. Но самка все же заметила н ас, потянулась к стаду. Мы невольно помешали ей облизать, высушить шкуру детеныша, и он быстро покрылся инеем, стал «седым». Этим именем мы его и нарекли. Казалось, мокрому теленку не выжить. Мороз достигал двадцати восьми градусов, дул жесткий ветер. Но малыш не погиб. Как потом выяснили, у новорожденных имеется запас внутреннего жира, который и дает тепло.

...И вот наконец двадцать четыре часа наблюдений позади. Все же нам удалось проследить за важным моментом жизни овцебыков — молочным кормлением трехдневного теленка. Он питался восемь раз в течение суток, по две-четыре минуты за один прием. Буквально на глазах теленок окреп, запрыгал, заиграл.

20 мая. Посетили в предгорьях Бырранга второе стадо. Поездка оказалась удачной, хотя стадо нас близко не подпустило: от шума снегохода сорвалось с места за километр. Пришлось подходить к нему пешком. Понаблюдали несколько часов. Уяснили: в стаде появился еще один, пятый по счету, теленок.

Теперь в двух стадах насчитывалось тринадцать малышей, на два больше, чем в прошлом году. А сколько еще можно ожидать? Принесут ли еще потомство молодые трехлетние самки, родившиеся на Таймыре в 1979 году?

После отела овцебыки начали широко перемещаться по тундре в поисках свежих пастбищ. Ближнее стадо в последний день мая покинуло район Белых яров и вышло на левый берег Би-кады, пересекло реку и закрепилось на береговых бровках совсем недалеко от базы стационара. Да и дальнее стадо переместилось в устье Бикады, в район стационара. Как и в прошлые годы, быков после долгой зимы неудержимо тянет в родные места, где они выросли и дали первое потомство.

10 июня. На двух снегоходах выехали вниз по Бикаде до залива Ямунера. На обратном пути пошли напрямик по тундре, добрались до западной линии загонов и встретили здесь овцебыков. Животные разбрелись по пологому склону, в глазах рябило от множества черных точек. Казалось, их здесь намного больше, чем на Бикаде. Подошли ближе, начали считать. Каждый из нас называл разные цифры. Наконец у всех получилось единое число — шестьдесят два. По всему выходило, что оба стада объединились. Но здесь находились не все животные. Где-то в тундре бродили

38